11 марта 2020 года - 78 лет со дня мученической кончины архимандрита Серапиона (Михайлова)

11 марта 2020 года - 78 лет со дня мученической кончины архимандрита Серапиона (Михайлова)
  • "Святая обитель" – так называется книга архимандрита Никандра (Анпилогова) о прошлом и настоящем Авраамиево-Городецкой обители в Костромской области. На страницах книги события прошлого переплетаются с современностью: первый настоятель возрождающейся обители архимандрит Никандр повествует о судьбе последнего настоятеля архимандрита Серапиона (Михайлова), мученически погибшего в 1942-м году в тюрьме особого назначения города Чистополя. Удивительно, что оба батюшки в разные годы служили в приходах Казанской епархии, но по Промыслу Божию каждый из них в своё время получил назначение в Авраамиево-Городецкую обитель и выполнил возложенные на него обязанности с честью.Иеромонах Серапион (Михайлов) был родом из села Емельяново Рыбно-Слободского района Казанской губернии. Молодой священник возглавил обитель Покрова Пресвятой Богородицы и Авраамия Чудотворца в начале ХХ века. До этого он нёс послушание законоучителя и заведующего школой. Под его благочестивом руководством обитель начала процветать. Он снискал высокий авторитет и уважение, был награждён наперсным золотым крестом.
    18-го января 1915-го года он был избран членом Чухломского уездного отделения Училищного совета, а 9-го сентября того же года назначен благочинным монастырей Галичского округа. Но это время было отмечено не только расцветом монастырей, но и богоборчеством, крестными страданиями исповедников Христовых. Перед закрытием обители в 1919-м году число братии составляло семнадцать человек. После закрытия монастыря монашеская община была зарегистрирована как приходская. Много скорбей от безбожных властей испытали игумен с братией. Новые власти искали повод для ареста отца Серапиона, и в 1925-м году они всё-таки привлекли его к уголовной ответственности, посадив сначала в Чухломскую, а затем в Костромскую тюрьму. После выхода из тюрьмы пребывание на Костромской земле стало для него невозможным, поэ тому он возвратился на родину, в Казань, к своей престарелой матери. К тому времени большинство монастырей и храмов были уже закрыты. В их числе был и Спасо-Преображенский монастырь в Казанском Кремле, где отец Серапион начинал свой иноческий путь. Архимандрит поселился в Свято-Вознесенской Макарьевской пустыни близ Свияжска, где пробыл до 1929-го года, неся чреду священнослужения. После закрытия пустыни перебрался в Казань. Потом был направлен в село Большие Осиновки Рыбно-Слободского района.

    О его жизни в период с 1930-го по 1937-й годы ничего неизвестно, на этот счёт нет никаких архивных документов. В архивах ФСБ есть лишь его следственное дело. Да ещё остались скудные воспоминания жителей села, которые детьми бегали к нему с гостинцами от матерей. Они вспоминают, как помогали отцу Серапиону пилить дрова, а он угощал их сахаром, который в то время считался деликатесом. Сохранился и покосившийся домик, где жил батюшка Серапион. Отец Серапион был арестован осенью 1941-го года. Сначала его увезли в КПЗ Рыбной Слободы, а затем в тюрьму особого назначения №4 НКВД города Чистополя. На родной земле отец Серапион завершил жизнь мученической кончиной 11-го марта 1942-го года, его останки покоятся на кладбище города Чистополя.

    Спустя столетие монастырь вновь возрождается, обретая нового настоятеля отца Никандра (Анпилогова) - молодого монаха из Татарстана. Свою жизнь отец Никандр посвятил, чтобы восстановить разрушенную обитель и память о своем предшественнике - отце Серапионе. Много лет ушло на то, чтобы найти хоть какую-нибудь информацию. Молитвами святых мучеников, отцу Никандру удалось узнать, где покоятся мощи мученически убитого архимандрита. Поиски привели отца Никандра к старому Авдеевскому кладбищу города Чистополь. Благодаря этим поискам город открыл для себя, что под обычными захоронениями находится огромная братская могила, где погребено множество мощей мучеников за веру Христову: монахи, священники и просто миряне, которые не отреклись от своей веры и не променяли Христа взамен на большевитскую похлебку. С момента воздвижения, на монументе не прекращаясь льются заупокойные моления. С каждой панихидой число людей, желающих отдать дань любви мученикам Христовой веры, растет.