20 ЯНВАРЯ - СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

20 ЯНВАРЯ - СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
В Пра­во­слав­ной Церк­ви уста­нов­лен обы­чай на сле­ду­ю­щий день ве­ли­ких Гос­под­ских и Бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков вспо­ми­нать тех свя­тых, ко­то­рые бли­жай­шим об­ра­зом по­слу­жи­ли дан­но­му свя­щен­но­му со­бы­тию в ис­то­рии. Так, на сле­ду­ю­щий день Бо­го­яв­ле­ния Цер­ковь чтит то­го, кто по­слу­жил де­лу Кре­ще­ния Хри­сто­ва, воз­ло­жив свою ру­ку на гла­ву Спа­си­те­ля.

Свя­той Пред­те­ча и Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн, ве­ли­чай­ший из про­ро­ков, за­вер­ша­ет ис­то­рию Церк­ви Вет­хо­за­вет­ной и от­кры­ва­ет эпо­ху Но­во­го За­ве­та. Свя­той про­рок Иоанн за­сви­де­тель­ство­вал о при­ше­ствии на зем­лю Еди­но­род­но­го Сы­на Бо­жия, вос­при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую плоть. Он спо­до­бил­ся кре­стить Его в во­дах Иор­да­на и сви­де­тель­ство­вал та­ин­ствен­ное Яв­ле­ние Пре­свя­той Тро­и­цы в день Кре­ще­ния Спа­си­те­ля. Срод­ник Гос­по­день по ма­те­ри, сын свя­щен­ни­ка За­ха­рии и пра­вед­ной Ели­са­ве­ты, Пред­те­ча Гос­по­день ро­дил­ся ше­стью ме­ся­ца­ми рань­ше Иису­са Хри­ста. Ар­хан­гел Гав­ри­ил был вест­ни­ком его рож­де­ния, от­крыв в хра­ме от­цу, что у него ро­дит­ся сын. Ис­про­шен­ный мо­лит­ва­ми, пред­воз­ве­щен­ный свы­ше, мла­де­нец был ис­пол­нен Все­свя­то­го Ду­ха. Свя­той Иоанн в ди­кой пу­стыне при­го­тов­лял се­бя к ве­ли­ко­му слу­же­нию стро­гой жиз­нью, по­стом, мо­лит­вой и со­стра­да­ни­ем к судь­бам на­ро­да Бо­жия. В воз­расте око­ло 30 лет свя­той Иоанн вы­шел на про­по­ведь по­ка­я­ния. Он явил­ся на бе­рег Иор­да­на, чтобы сво­ей про­по­ве­дью при­го­то­вить на­род к при­ня­тию Спа­си­те­ля ми­ра. По вы­ра­же­нию цер­ков­ных пес­но­пе­ний, свя­той Иоанн был «свет­лою утрен­нею звез­дою», ко­то­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем – Хри­стом. Кре­стив без­греш­но­го Агн­ца Бо­жия, свя­той Иоанн вско­ре му­че­ни­че­ски скон­чал­ся, усе­чен­ный ме­чом по при­ка­за­нию ца­ря Иро­да.