(На кафедре: 27 августа 1905 — 17 января 1912)
Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич), архиепископ Владимирский и Суздальский.
Родился 2 ноября 1859 г. в семье дьячка Екатеринославской епархии, Славяносербского уезда, села Успенского.
Среднее богословское образование получил в Екатеринославской Духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.
В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 г. состоял противоштундистским миссионером г. Херсона.
В 1890 году о. Анемподист представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: "Церковно-законодательная деятельность Карла Великого". После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св. Синодом в ученой степени магистра богословия.
В 1892 году о. Анемподист Дородницын получил назначение на должность помощника смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сентября 1894 г. был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии.
В сентябре 1901 г. о. Анемподист занял место преподавателя по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект в Черниговской Духовной семинарии.
В марте 1902 г. пострижен в монашество с именем Алексия и в том же году посвящен во иеромонаха.
В августе этого же года назначен инспектором Ставропольской Духовной семинарии.
В сентябре 1903 г. получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
30 мая 1904 г. в Харьковском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию совершали: Преосвященный Арсений (Брянцев), архиепископ Харьковский и Преосвященный Николай (Зиоров), епископ Таврический; Симеон (Покровский), епископ Екатеринославский и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть, вообще редкое, а для Харькова в первый раз совершающееся торжество.
В июле 1905 г. Преосвященный Алексий был перемещен на кафедру епископа Елизаветградского, викария Херсонской епархии, а в августе этого же года перемещен на кафедру епископа Чистопольского, первого викария Казанской епархии. Одновременно был назначен ректором Казанской Духовной Академии.
В марте 1910 г. по ходатайству Совета Казанской Духовной Академии, Преосв. Алексий утвержден Св. Синодом в степени доктора Церковной истории за работу на тему: "Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX-го столетия", с приложением к нему тома: "Материалов для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX-го столетия".
В январе 1911 г. исполнилось 25-летие службы Преосвященного Алексия, которое было торжественно отмечено Казанской Духовной Академией.
С января 1912 г. Преосвященный Алексий был назначен епископом Саратовским и Царицынским. В этом же году епископу Алексию было присвоено звание почетного члена общества вспомоществования недостаточных студентов Казанской Духовной Академии.
С осени 1913 года вошел в состав вновь учрежденной особой междуведомственной комиссии по вопросу о преобразовании духовных учебных заведений.
В июле 1914 г. Преосвященный Алексий был назначен на Владимирскую кафедру и одновременно возведен в сан архиепископа.
Заботясь о призрении вдов и сирот духовенства, преподал о.о. настоятелям церквей Владимирской епархии ряд указаний по этому вопросу.
Архиепископом Владимирским и Суздальским он пробыл до весны 1917 года.
В 1917 году съездом духовенства снят с Владимирской епархии за "деспотическое" управление и дерзкое обращение с духовенством.
В 1918 году уехал в Екатеринославскую епархию, где организовал группу против митрополита Киевского Владимира, за церковные происки и интриги после смерти митрополита Киевского был запрещен.
Имел попытку захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию, но интрига эта не удалась и Экзархом Украины был избран митрополит Антоний (Храповицкий) Харьковский.
Скончался в 1919 году в Новосибирске, приобщенный Св. Таин и примиренный с Матерью нашей Православной Церковью. Отпевал митрополит Евлогий.
Литературная деятельность Преосвященного Алексия, начавшаяся еще со студенческой скамьи, выразилась во многих литературных произведениях. Кроме магистерской и докторской диссертации ему принадлежит большое количество статей, слов и речей.
Труды:
Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. М., 1891. (Магистерская диссертация); Также "Чтения в Обществе любителей духовного просвещения". 1888-1889.
"Опыт противоштундистского катехизиса". Екатеринослав, 1889.
"Шалопутская община". М., 1891; Шалапутинская община. Казань, 1906.
"Южно-русский необаптизм, известный под именем "штунды". Ставрополь, 1903.
"Византийские церковные мистики XIV века. Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит". Казань, 1906, "Правосл. Собес."
"Женщина, что ты плачешь?". "Правосл. Собес." 1907, январь, с. 3-16.
"Секта шалопутов". "Прав. Собес." 1907, февраль, с. 17.
"Отличительный характер чудес Господа нашего Иисуса Христа". "Православный собеседник" 1907, март, с. 305-320.
"О необходимости изучения в Духовной Академии русского сектанства". "Правосл. Собес." 1907, сентябрь, с. 437-445.
Речь к поступившим в Казанскую Академию. "Правосл. Собес." 1907, сентябрь, с. 384-388.
"Внутренняя организация общин южно-русских необаптистов". "Правосл. Собес." 1908, январь, с. 86-123.
Внешняя организация общин южно-русских необаптистов. Казань, 1907.
"История секты баптистов". "Православный собеседник" 1908, апрель, с. 457-480.
"Секта баптистов". "Правосл. Собес." 1906, ноябрь, с. 34.
Речь к новопостриженному иноку Евсевию Рождественскому. "Прав. Собес." 1908, декабрь, с. 780.
Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1908 (1909?).
Письма о штундистах. Казань, 1909; Москва, 1885.
Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909.
Отзывы проф. Казанской Академии см. "Прав. Собес." 1912, сентябрь, с. 437-467.
"Христианство и коммунизм". Казань, 1909.
"Современное движение в среде русских мусульман". "Прав. Собес." 1910, апрель, с. 419-455; Казань, 1910.
Слово на молебне пред началом учебных занятий в Казанской Духовной Академии в 1910-1911 уч. году. "Приб. к "ЦВ" 1910, № 39, с. 1635.
"Попытки протестантов к соединению с греко-восточной Церковью в XVI веке". Казань, 1911.
"Аскетическое богословие". Казань, 1911.
"О хранении идеалов". "Прав. Собес." 1911, июль-август, с. 225-230.
Речь к поступившим в число студентов Казанской Духовной Академии в 1911-1912 учебном году. "Приб. к "Церк. Вед." 1911, № 39, с. 1593.
"О таинстве причащения". (Опыт противоштундистского катехизиса). СПБ, 1912.
Опыт православного противоштундистского катихизиса о таинстве причащения. Казань, 1912; Харьков, 1905.
Послание к Саратовской пастве. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 12-13, с. 487.
Слово к Саратовской пастве при вступлении на Саратовскую архиерейскую кафедру 29 января. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 7, с. 231.
Речь при вручении жезла Преосвященному Дионисию, епископу Петровскому. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 33, с. 1308.
Речь, сказанная ученикам 1-го Саратовского реального училища на экзамене по Закону Божию 17 мая 1913 г. "Приб. к "Церк. Вед." 1913, № 24, с. 1135.
"Мораль Талмуда". "Приб. к "ЦВ" 1913, № 44, с. 2025. "Голос Церкви" 1913, декабрь, с. 48-57.
Полное собрание сочинений. Том 1. Статьи богословско-философского и церковно-исторического содержания. Саратов, 1913 (1914?). 593 с.
"Крест Христов". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 8, с. 422-429, № 9, с. 476-483, № 10, с. 531; Казань, 1904, 1912.
Слово пред отпеванием старшего секретаря Святейшего Синода Г.И. Житецкого. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 9, с. 470-472.
"Две морали" (Солидарность и Милосердие). "Приб. к "ЦВ" 1914, № 21, с. 940-947 и № 22, с. 978; Казань, 1904, 1912.
Речь преосв. епископа Саратовского к православным воинам в день 22 июля. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 31, с. 1357.
Речь, произнесенная во время патриотической манифестации жителей г. Саратова 23 августа 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1451.
Речь, произнесенная 30 июля после молебна в напутствие отправляющимся на театр военных действий сестрам милосердия. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 33, с. 1452.
Послание к Владимирской пастве архиеп. Владимирского и Суздальского. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 39, с. 1677.
О безблагодатности таинств у еретиков и раскольников. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 45, с. 1874, № 46, с. 1906, № 47, с. 1943, № 48, с. 1987.
См. также "Голос Церкви" 1915, январь, с. 42-52.
"Немецкие миссионеры баптизма на юге России во второй половине XIX столетия". "Приб. к "ЦВ" 1915, № 6, с. 165, № 7, с. 203, № 8, с. 237, № 9, с. 277.
Воззвание к Владимирской пастве о помощи семьям запасных в деле обсеменения их полей. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 15, с. 474.
Речь в собрании городских и земских деятелей по поводу устройства приюта. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 46, с. 2319.
Речь, сказанная при вручении жезла епископу Суздальскому "Приб. к "ЦВ" 1916, № 18-19, с. 465.
Речь присоединившимся к православию военнопленным чехам. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 20, с. 476.
Речь при освящении инвалидного дома в г. Иваново-Вознесенске, произнесенная 12 ноября 1916 г. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 48, с. 1145.
"Антихрист". "Голос Церкви" 1914, март, с. 27-53 и отд. изд. М., 1914.
Возможность самовоспитания и средства его: (Очерк из христианской педагогики). // "Вера и Церковь". 1903, кн. 8, 375-412.
Противоштундистский катихизис. Харьков, 1905, 1910.
Христианство без догмата. // "Вера и Жизнь". 1914. № 3, 5-20. № 3, 5-23.
Церковно-музыкальная новинка. // "Екатеринославские ЕВ". 1898. № 29.
К вопросу о восстановлении церковно-обиходного пения. // "Екатеринославские ЕВ". 1898. № 35-36.
Охранение идеалов. // "Православный собеседник". 1911, июль-авг.
Христианская мистика в ее отличии от науки и положительной религии.