Могут ли наши страхи оказать воздействие, более разрушительное, чем эпидемия коронавируса? На этот вопрос митрополит Казанский и Татарстанский Феофан отвечает в авторском материале, размещённом на сайте «Бизнес Online».
Нынешнее время выглядит сложным и запутанным не только в России, но и во всём мире. Если ещё минувшим летом мы питали надежды, что коронавирус пошёл на убыль (в связи с чем отменили наиболее жёсткие из введённых ограничений), то теперь, к нашему великому сожалению и скорби, мы видим, что пандемия набирает новую силу. Отчасти в этом повинны мы сами — своей неряшливостью и беспечностью. И неважно, чья это беспечность и где она была проявлена — в нашей ли стране или в Китае, или в Италии, или, скажем, во Франции или США. Результат один: костёр, который мы считали почти погасшим, теперь снова пылает как ни в чём не бывало, и для него не существует никаких границ.
Зато границы теперь есть для нас: мы не можем, как прежде, свободно выезжать за рубеж, а некоторые ограничили пространство своего существования собственным городом или даже домом. Но и в наши дома-крепости каждый день проникают неутешительные вести о количестве заразившихся: счет идёт уже более чем на сотню тысяч человек ежедневно по всему миру.
С другой стороны, СМИ только и делают, что транслируют со всех экранов и страниц различные страхи: о том, как и где можно заразиться коронавирусом, сколько людей уже заразилось, сколько умерло — так что народ поневоле живёт в постоянной внутренней истерике и ужасе перед нависшей над нами катастрофой. Я не о том, чтобы вообще не говорить о COVID-19, а о том, что во всём необходимы мера и баланс — баланс разумного. Ведь посмотрите: если мы возьмём любую тяжёлую болезнь, бытующую в человеческом обществе, и начнём каждый день публиковать во всех мировых СМИ по ней бюллетени, паники возникнет никак не меньше. К примеру, от рака ежегодно умирает от 7-8 млн до 10 млн человек во всём мире, и это, как мы видим, практически в 10 раз больше, чем от коронавируса. А от давно всем известного туберкулёза в день погибают более 3 тысяч человек! Но разве мы что-нибудь слышим об этом, за исключением скупых комментариев специалистов? А вот о COVID-19 нам твердят даже не ежедневно, а ежеминутно.
Какой эффект это может иметь? Как говорят в народе: вот называй человека постоянно дураком, а потом глядишь — он и впрямь начинает чудить. Если же всё время говорить про COVID-19, люди поневоле начинают оглядываться: а где же он, невидимый и ужасный — спереди, сзади, сбоку или сверху на нас, как коршун, набросился? Вместо разумного предупреждения о болезни и её последствиях через нагнетание истерии мы заражаемся другим недугом — психологическим, нервным стрессом, который становится постоянным нашим спутником. А стресс — самая благоприятная почва для развития всех заболеваний. И поди потом разберись: человек умер от коронавируса или от нервного перенапряжения, от ужаса, в который его погрузили СМИ.
Ещё одна опасная тенденция, которая закладывается в нынешнюю эпоху пандемии — атомизация общества, его ещё более глубокая, чем прежде, разобщённость. Люди начинают удаляться друг от друга и бояться друг друга. Причем зачастую это происходит между самыми близкими людьми — трещина в отношениях проходит даже между родственниками. Такое естественное в прошлом чувство опеки и ответственности за ближнего, который занедужил, за собственных родителей, вдруг спотыкается об ужас: а вдруг я от них заражусь коронавирусом? И даже если эти люди абсолютно здоровы или страдают каким-нибудь другим недугом, страх всё равно сохраняется. Как будто исчезла презумпция невиновности: каждый из близких или любой из прохожих рассматривается как потенциальный носитель COVID-19. Но ведь и от этих фобий, когда уйдет пандемия, нас придётся лечить, но, наверное, уже не вакциной и не прививками. Здесь потребуется долгосрочная духовная терапия. Наверное, мы ещё можем опомниться: осознавая степень опасности коронавируса, не впадать перед ним в страх и трепет, как перед новоявленным лжемессией. Нам достаточно быть просто осторожными.
Вспомним: ещё недавно нам твердили о глобализации и интеграции, о мире без границ, а сейчас как будто уже забыли об этом. Хотя, если приглядеться, мы до сих пор живём в эпоху глобализации — только единственной нитью, связующей теперь мир, становится COVID-19 и бесконечные разговоры о нём.
Ничего этого, наверное, не было бы, живи Россия в соответствии с собственными устоями. Но весь мир за последние десятилетия стал чрезвычайно взаимозависимым: банки, корпорации, производства, технологии… Как только рвётся какое-либо из звеньев этой цепи, вздрагивает всё человечество. Вот Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о коронавирусе, и он сразу же стал явлением планетарного масштаба. И пусть мировая экономика постепенно перестает быть глобальной, зато глобальными в своей вездесущности становятся фобии и страхи.
И тут нам впору бы вспомнить о национальных интересах: в плане промышленности, культуры, безопасности и здоровья нации. Ведь что такое коронавирус, если вдуматься? Это вовсе не одно лишь явление в области медицины, а полный пересмотр отношений между государствами, крупными корпорациями и отдельными людьми. Это их отчуждение — причём до такой степени, какого, возможно, ещё не бывало в мировой истории.
Нам нужно беречь согласие внутри собственной страны, а ведь мы — страна многонациональная, многоконфессиональная, с разными культурными корнями и с очень сложным государственным кодом. Мы должны понять: ну не выживем мы, если поддадимся соблазну разобщённости и особенно в настоящее время.
Между прочим, ни одно государство не проявило такой заботы о своих гражданах, как Россия в период первой волны пандемии. Разве мы уже забыли о самолётах, которые специальными рейсами вывозили граждан РФ из-за рубежа? А ведь среди них, возможно, были и те, кого и не следовало бы вывозить: они сами бежали за границу в поисках счастья, а потом взмолились: «Заберите нас обратно!» И Россия протянула им руку помощи: отправляла самолеты, оказывала медицинскую поддержку, тратила на это бюджетные деньги. Ну что ж, если страна в целом будет крепкой, то такими же качествами окажутся наделены и её регионы и республики, и каждый живущий в ней гражданин почувствует себя защищённым.
Митрополит ФЕОФАН