(Рассказ прихожанки Ильинского храма с. Прости Покровского благочиния)
Кто-то из мудрецов сказал: «Без прошлого нет будущего». К великому сожалению, прошлое мы изменить не сможем, а повлиять на настоящее и будущее можно, хотя бы, попробовать.
В 1614-1616 годах во времена царствования Михаила Федоровича принимается ряд мер по укреплению государства Российского. Одной из них было возведение монастырей, становящихся сильнейшими крепостями, которые, в случае нападений и войн, могли существовать автономно от нескольких дней до нескольких месяцев. Так, в Елабуге, вблизи Чертова городища, был основан Троицкий монастырь. Монастырю отводилось 200 четвертей земли (327,6 гектаров) в поймах рек Кама и Бетьки. За монахами был закреплен рыбный промысел и сенные покосы. А на монастырских вотчинах образовались крестьянские поселения: Соболеково, Бетьки, Прости.
Места, выбранные нашими предками для поселения, красивы и удобны. Прости раскинулись у подножия горы. По его территории протекают две речки с множеством притоков и ключей. С юго-востока и с юго-запада прилегают леса и поля, c северо-восточной стороны - обширные заливные луга с озерами, протоками, богатыми рыбой и птицей, прекрасными покосами и пастбищами для скота. На этой земле никогда не было крепостничества и барщины. Люди тут проживали очень трудолюбивые, предприимчивые и зажиточные. Кроме традиционных сельских работ, занимались охотой, рыбалкой, пчеловодством, ткачеством, крашением холста, другими ремеслами и частным извозом, в то время это называлось «гонять ямщину» (от слова ямщик). Они жили по принципу: «Не земля нам принадлежит, а мы принадлежим этой земле». Сельчане свято чтили и берегли традиции, все хорошее, доброе, светлое передавали из поколения в поколение, от отца к сыну. Десятину (одну десятую часть) от своих доходов или урожая они жертвовали в казну монастыря, эти средства шли на строительство больниц, храмов, школ (в 1876 году в с. Прости была построена школа).
Селом в России называли сельский населенный пункт, в котором есть церковь с колокольней. Простинская Ильинская церковь построена в 1756-1758 годах и простояла до 1830 годов, потом сгорела.
В 1835-1837 годах, в самом центре села, всем миром и трудами сельчан была воздвигнута из кирпича большая красивая церковь c колокольней и звонницей, с двумя престолами. Центральный - в честь Илии Пророка, боковой - в честь великомученика Димитрия Солунского. С тех пор в селе праздновали два престольных праздника - 2 августа и 8 ноября, в честь именин этих святых. Тут крестили младенцев, появившихся на свет, венчали браки, брали благословение у священников на мирные и ратные подвиги, отсюда же провожали в последний путь… Скольким же людям церковь дала утешение в обидах и скорбях, скольких она научила терпению и смирению, cкольким излечила душевные раны и направила на путь светлый и честный, скольких ограждала от страстей и злобы... Народ здесь черпал силы и энергию для тяжелого сельского труда.
По воспоминаниям земляка Доброва В. П., описанным в его книге «Село Прости (350 лет)», изданной в 1990 году, перед посевными работами с началом весны всю технику пригоняли на площадь перед храмом, окропляли святой водой и благословляли на работу. И продолжался такой порядок до самой войны. A как радовалась церковь, когда приводили на причастие детей, в храме сразу будто вспыхивали множество радостных огоньков, словно светлячки в вечернем летнем небе… Больше ста лет церковь служила верой и правдой своим землякам.
А как люди поступили с ней? В 1940 году с нее безжалостно содрали кресты и колокола, все церковное имущество, утварь, иконы были вывезены на свалку. В годы войны храм был разобран до половины куполов, а затем в нём разместили сельский клуб. В конце 90-х-начале 2000-х - хотели приспособить для склада. Cколько же всего претерпел наш храм, а вместе с ним и наша православная вера гонений, терзаний, бесчинств, произвола и жестокости?!
Вот только наша церковь, как добрая и любящая мать, все простила своим заблудшим, провинившимся детям, и с радостью и благодарностью приняла их, вернувшихся домой. И несмотря на разруху и глумления, все же, дождалась своего часа и сохранила себя для нас, и теперь по праву может называться памятником духовной, культурной и исторической архитектуры. Ответственность за этот храм лежит на наших плечах и перед предками, и перед потомками.
За время начала восстановления церкви была проведена колоссальная работа, а сколько еще предстоит! По фотографиям видно - до первоначальных оригинальных форм еще далеко, но надеемся на помощь неравнодушных людей, причем, помощь не только материального характера, а в большей степени помощь горячей молитвой, добрыми делами и светлыми помыслами. И самой высшей наградой всем труждающимся на этом поприще было пение ангелов, которое услышала трехлетняя девочка, внучка одной из прихожанок, после проведения очередного субботника. Девочка попросила всех притихнуть и послушать, как поют ангелы и указала на ветку дерева возле храма, где сидели и пели на веточке ангелы «без носочков, бисичком» (босиком, в переводе с детского языка). Это ли не чудо? Ангелы вернулись! А может, они никуда и не улетали, а просто ждали нас, пока мы проснемся и прозреем? Конечно, мы не услышали и не увидели ангелов, такое и не всем детям выпадает, где же нам - взрослым. Но мы увидели улыбающийся чистыми вымытыми окнами храм, распахнутые приглашающие войти внутрь двери, а внутри - сияние лампад и свечей, оттаявшую и согревшуюся нашу церковь!
Вскоре в храме начались богослужения. По окончании воскресных и праздничных литургий всем прихожанам предлагается подкрепиться и продолжить общение друг с другом в нашей трапезной. Во время воскресных служб отец Cавва рассказывает о вечных нравственных ценностях, о семье, о Родине, о Боге, о Церкви, о духовном мире, о вопросах добра и зла, о разных моделях жизни и поведения, учит противостоять вредным влияниям. Эти вопросы относятся к каждому человеку, какой бы социальный статус он не имел, из какой бы среды не происходил, когда бы и где бы он на земле не жил.
С уважением - прихожанка храма сестра Светлана