Если бы фрески могли говорить…

Если бы фрески могли говорить… В возрождаемом храме села Ачи Покровского благочиния отметили день Святого Духа, отпраздновав престольный праздник. Апостольская радость Если одной фразой описать ту атмосферу, что царила в старинном ачинском храме в день его престольного праздника, то она бы обязательно вместила в себя такие слова, как «апостольская радость». «Слава Богу! Слава Богу! Благодать-то какая!», - эмоции тех, кто помолился в этот жаркий солнечный день в прохладе гулкого свода старинной церкви, были схожи. Литургическое общение, объединившее в это утро священство и прихожан многих городских и сельских приходов нижнекамского района, одарило верующих состоянием особого душевного подъёма. Это благодатное чувство, словно ценный сосуд, несли они затем в молитвенном потоке крестного хода на святой источник – древний родник, в котором, по преданию, была чудесным образом обретена старинная Ахтырская икона Божией Матери. «Ещё церкви-то не было, а часовенка в честь чудесной иконочки в центре села стояла. Помню, как сельчане с батюшкой на родник ходили, молились явленному образу с большим благоговением и любовью», - делилась воспоминаниями в престольный день храма местная жительница. История храма Вид полуистлевшей, почти утраченной со временем художественной росписи Духосошественского храма села Ачи воспринимается сегодня живой иллюстрацией к знаменитой фразе апостола Павла: святые лики старинных фресок можно различить сейчас «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно». А ровно 130 лет назад эти святые образы с высоты церковного свода сияли яркими сочными красками. Как свидетельствуют архивные документы, в 1886 году на средства прихожан и на 5 тысяч личных сбережений, пожертвованных священником села Старошешминск Александром Святозаровым, на самом живописном месте села был отстроен этот однопрестольный храм-красавец. Проектировал его известный епархиальный архитектор Федор Николаевич Малиновский, увековечивший православную землю Казанской губернии многими архитектурными шедеврами, самым известным из которых является собор Божией Матери «Всех скорбящих Радость», венчающий россыпь храмовых строений острова-града Свияжска. Вдохновением для создания ачинского храма послужил популярный в 19 веке стиль эклектики псевдорусского направления, соединивший в себе традиции древнерусского зодчества, народного творчества и элементы византийского искусства. Этот архитектурный жанр применялся, в основном, для создания крупных городских храмов. То, почему такое сложное архитектурное решение использовалось для постройки простого сельского храма, остается загадкой. Года лагерей за спасенный образ История старинного храма хранит одно удивительное свидетельство твёрдой веры и несокрушимого мужества. Случилось это в эпоху стихийных революционных потрясений 20-го века. Поздним вечером собрали активисты-богоборцы жителей села и объявили, что утром состоится торжественное сожжение церковного иконостаса. Таким ритуальным способом блюстители новой безбожной власти решили расчистить путь в светлое общечеловеческое будущее, созывая в свидетели и соучастники этого чудовищного действа всех ачинцев. Прослышав про это, одна девяностолетняя жительница села - прихожанка храма - тёмной ночью пробралась на территорию храма, и, разбив церковное окно, унесла древний образ, главную святыню храма – Ахтырскую икону Божией Матери – к себе в дом. Оставив драгоценный киот, украшенный дорогими каменьями в церкви, пожилая прихожанка желала одного – спасти от варварского надругательства чудотворный образ. Несколько лет лагерей и нелёгких испытаний пришлось вынести верной служительнице веры Христовой за этот поступок. Но образ был спасён и сейчас бережно хранится как семейная реликвия в доме потомков этой женщины. Немые свидетели эпохи Без малого 130 лет прошло с момента закладки первого камня на том месте, где стараниями и молитвами верующих села был воздвигнут Духосошественский ачинский храм. Старинные фрески поблекли, словно отдав древним стенам всю былую сочность своих первозданных красок. За почти полуторавековую историю здания они видели немало и радостного, и светлого, и печального, и трагического. Много тайн хранят старинные росписи в глубине влажного полумрака возрождаемого храма. Приоткроют ли они когда-нибудь нам, потомкам, завесу всего ими увиденного, пережитого? Вопрос этот – не в пустоту, а к Богу. А значит, придёт время, когда и фрески «заговорят»...

Елена Цапаева, Покровское благочиние

IMG_0247_новый размер IMG_0281_новый размер IMG_0335_новый размер IMG_0346_новый размер IMG_0501_новый размер IMG_0546-bw_новый размер IMG_0657_новый размер IMG_0683_новый размер