Задолго до рождения Иисуса Христа Ей было видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, Который пострадает за грехи людские. И Она жила всю Свою жизнь, зная об этом предначертании. Жила без ропота, полностью повинуясь воле Божией. «Се раба Господня». Это легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречён великий конец — «альфа и омега». В каждом православном храме по сторонам престола — священного средоточия храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, — на особых подставках ставится выносная икона Богоматери и Крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, имеет глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий.
Чудесное явление
Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 (15) июля 1739 года, о чём свидетельствует надпись под изображением Богородицы. В первой половине XVIII века в селе Ахтырка в Харьковской губернии (ныне – Сумская область, Украина) была ветхая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, служителем которой был благочестивый и добродетельный священник Даниил, отличавшийся праведной жизнью, горячей верой и трудолюбием. Во время сенокоса отец Даниил, желая испытать новую косу, вышел с нею в свой огород, расположенный около церкви. Едва он успел размахнуться косой, как увидел лежащую перед ним в высокой траве икону Богоматери, испускавшую ослепительный свет. От неожиданности коса выпала из его рук, он упал на колени и стал читать известные ему молитвы к Богоматери. Потом он с благоговением принял икону и отнёс её в дом. Здесь она простояла три года, вызывая невольное чувство почитания.
Несмотря на глубокое чувство благоговения отца Даниила пред обретённой им иконой, святыня не содержалась в должной чистоте. Через три года во сне он получил от Божией Матери приказание освободить своими руками икону от насевшей на неё пыли, омыть чистой водой и украсить. От страха он проснулся и ночью же исполнил приказание Царицы Небесной.
Той же ночью он увидал второй необыкновенный сон. Снилось ему, что он идёт к реке, чтобы вылить в неё воду, оставшуюся после омовения иконы. Встречается ему Богоматерь в образе прекрасной Девы и говорит: «Куда несёшь ты воду? Вернись с нею домой и храни её: она будет страждущих исцелять от лихорадки». А у отца Даниила дочь мучилась этим недугом. Он напоил её водою, и она выздоровела. Получили избавление от недуга и другие лихорадочные, испившие святой воды.
Рассматривая образ, священник заметил на доске повреждения и поручил одному иконописцу закрасить их. Мастер отнёс святыню к себе домой и через два дня собирался взяться за работу. Но ему ночью был голос от иконы: «Встань, ибо наступило уже время отнести икону туда, откуда ты её взял. Исправить её ты не можешь». Остальную часть ночи иконописец молился пред образом, а утром отнёс его отцу Даниилу и рассказал о случившемся. Ввиду этих обстоятельств отец Даниил убедился в чудотворной силе иконы и решил, что ей должно находиться в храме. Поставленная в храме святыня скоро прославилась новыми знамениями.
Иконописцу Иоанну было поручено подправить живопись иконы. Сын его болел лихорадкой. Узнав о чудесных исцелениях, отец омыл образ водой, напоил мальчика, и тот выздоровел. Затем произошло ещё несколько исцелений. В 1743 году было предписано провести расследование этих чудес, и бригадир Лесовицкий с полковым старшиной дали письменное показание, что многие люди, приходя из разных мест, получают от этой иконы исцеления. Дело было потребовано в Петербург, в Святейший Синод, и императрица Елисавета Петровна в 1744 году приказала вновь исследовать чудеса, которые оказались действительными. В 1746 году было назначено ещё одно — уже третье — расследование, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвросий (Дубневич) и архимандрит Киево-Печерской Лавры, впоследствии митрополит Киевский, Тимофей (Щербатский). Приехавшие в Ахтырку следователи вызывали всех очевидцев, испытавших на себе проявление благодатной силы иконы. Показания давались под присягой. Наконец в 1751 году Святейший Синод постановил Ахтырскую икону почитать как чудотворную.
Прославление и странствия чудотворного образа
Прославлению Ахтырской иконы в высших кругах способствовало следующее обстоятельство. В 1748 году, проезжая в Петербург, в Ахтырке остановилась больная вдова, баронесса Вейдель, с двумя малолетними дочерьми. Опасаясь за участь своих девочек, которым грозило круглое сиротство, баронесса горячо молилась пред иконой Богоматери об исцелении. Ночью она увидела во сне Владычицу, Которая сказала: «Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждёт смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся всё твое имение. Это полезно будет для твоей души». Больная указала на своих детей. «Не заботься о детях, — отвечала Богоматерь. — Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрёшь через три дня, и раздай своё имущество по церквам и нищим, чтобы они молились о тебе». Больная рассказала свой сон духовнику и спешно стала раздавать своё имущество. Через несколько дней она умерла. Весть об этом дошла до императрицы, и она взяла сирот ко Двору, воспитала и выдала их замуж, одну — за графа Панина, а другую — за графа Чернышева. Обе они до смерти не забывали излитых на них чрез Ахтырскую икону благодеяний и делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.
В 1768 году на пожертвования императрицы Елисаветы на месте явления иконы был построен Покровский собор (архитектор Ф.Б. Растрелли), в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году (по другим данным — в 1905 г.) во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург. Люди забыли, что Богородица запретила исправлять икону!
Впоследствии неведомыми путями образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, который неоднократно прикладывался к нему в Ахтырке, это была та самая чудотворная Ахтырская икона. В 1950 году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодёжи как благословение.
В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско (США), достигли СССР. В 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привёз оттуда список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием на третий день после праздника Святой Троицы был возобновлён крестный ход со списком иконы на место Ахтырского (во имя Святой Троицы) монастыря. Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно образ переносился в праздник Всех святых. В настоящее время Ахтырская святыня находится в ведении митрополита Илариона (Капрала), первоиерарха Русской Православной Церкви за границей.
Ахтырский Покровский собор
Известно, что с чудотворного образа были сделаны точные копии списков. Один из таких списков, прославившийся исцелениями и чудесами, находится в Ахтырском соборе г. Орла, построенном в благодарность за исцеление по молитве перед иконой орловского купца К.С. Пастухова. Чудо произошло в 1773 году вскоре после прославления иконы. Таким образом, это один из первых списков. Наиболее ценные списки сохранились в Покровском соборе города Ахтырка, в Харькове, в храме Архангела Михаила, в Ахтырском Свято-Троицком мужском монастыре.
Ахтырская икона Божией Матери, именуемая «Самарская», является главной святыней Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря, Милькова монастыря в Сербии. Она также почитается в храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате в Москве.
История Алексеевской святыни
В своё время один из первых списков оригинала чудесным образом оказался в селе Алексеевском Казанской губернии. Вот как повествует об этом история. До разорения Алексеевской церкви в главном иконостасе в местном ряду рядом с Царскими вратами находился образ Ахтырской иконы Божией Матери, богато украшенный серебряной ризой и золотом. Когда образ был написан — неизвестно, но многим было известно, как он был найден и поставлен в церкви. Согласно «Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского» это было хорошо известно здешнему старику Степану Григорьевичу Богомолову. В декабре 1889 года, уже находясь на смертном одре, он рассказал следующее:
«Когда мне было 17 лет, я жил в Рыбной Слободе у одного мужичка в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет — Алексеем. Скоро мы с ним познакомились и сделались товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги, и он лежал без движения с полгода. Много раз они с матушкой со слезами молили Бога о выздоровлении. И вот в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать свою и говорит: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси её сюда ко мне. Приложусь я к этой иконе и поправлюсь, встану на ноги. Такое видение было мне в сегодняшнюю ночь».
Поверила мать сыну и пошла в Алексеевское. Здесь, действительно, нашла oнa крестьянина по прозванию Тишичкин и спросила, нет ли у него какой-нибудь иконы, им ненужной. «Есть у нас одна такая икона, она у нас в сенях, пожалуй, возьми её», — ответил хозяин Тишичкин. Нужно заметить, что Тишичкины были раскольники, а эта икона православного письма находилась у них в пренебрежении. Вышла Бакирова в сени, нашла там Ахтырскую икону Божией Матери, с радостью взяла её и направилась домой. Но поскольку икона была запачкана куриным помётом, то она старательно вымыла её в первом попавшемся ручейке и понесла в Рыбную Слободу.
Когда Бакирова дошла с иконою к Слободскому перевозу, то многие из её соседей и родственников вышли встречать святыню. Перевезли её через перевоз и внесли образ в дом Бакировой. Как только вступили с иконой в ворота, сын её, Алексей, почувствовал в себе некоторую силу, приподнялся в постели и сел, а когда внесли её в избу, больной встал твёрдо на ноги. С радости заплакали перед святым образом сын с матерью и все присутствующие. Доложили об этом священнику, попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен, а наутро внесли икону в Слободскую церковь для общего молебствия.
Услыхали об этом чуде алексеевцы и потребовали возвращения Ахтырской иконы Божией Матери в село Алексеевское, чтобы поставить её навсегда в своей церкви. Проводы из Рыбной Слободы были торжественные, с иконами, с духовенством, со множеством народа. Такова же была и встреча в Алексеевском. Всё село вышло навстречу Ахтырской иконе Божией Матери версты за четыре. Когда несли эту икону и поставили её в церковь, несколько дней кряду было молебствие и при этом много было исцелений. А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец». Это событие произошло в 1816 году.
Возрождение традиций
Ахтырский колодец исправно служил до 70-х годов XX столетия, ведь колонки в ту пору были далеко не везде. Часовня была разрушена ещё до начала Великой Отечественной войны. Во времена богоборчества люди отошли от Бога, колодец зарос кустарником и крапивой, на святом месте образовалась свалка, местоположение колодца было утеряно. Но Божия Матерь, Которую почитали верующие люди, Сама помогла отыскать святое место, и колодец был неожиданно найден. Это случилось накануне праздника Ахтырской иконы Божией Матери в июле 1997 года. Тут же было решено построить такую же часовню, какая стояла здесь раньше. И вскоре на святом месте засиял купол часовни, были облагорожены колодец и прилегающая территория, а через два года вычищено озеро и устроен фонтан.
Начиная с 1997 года, празднование Ахтырской иконе Божией Матери стало традиционным. Накануне праздника, 14 июля, икона отправляется в путь сначала в село Анатыш близ Рыбной Слободы ко всенощной, а потом крестным ходом икону несут в Рыбную Слободу, где служится водосвятный молебен. 15 июля, после Божественной литургии, икона перевозится на катере по Каме из Рыбной Слободы в Алексеевское. Святой образ встречают сотни людей из разных городов и деревень, крестным ходом на руках переносят его к Ахтырской часовне. Здесь священнослужители служат водосвятный молебен и окропляют собравшихся людей святой водой. Выстраивается очередь из желающих пройти под иконой. Далее образ Царицы Небесной с Иисусовой молитвой проносят по улицам Алексеевского и возвращают в Воскресенский храм. Солнечные лучи играют на золотых украшениях, которыми увешан образ, все они принесены в дар иконе за свершившиеся по молитвам чудеса.
Источник: Пресс-служба Казанской Епархии.