Или немного о традициях воспитания в воскресной школе «Радуга» села Большое Афанасово
Мужчина 21 века много работает: строит карьеру, бизнес, собственный дом, а в оставшееся от трудов праведных время может даже высадить дерево и обзавестись сыном. Только на воспитание наследников времени у пап не хватает. Современное общество не заметило, как еще в первые годы советского режима весь воспитательный процесс переложило на хрупкие женские плечи мам, воспитательниц детских садов, школьных учительниц, преподавательниц вузов.
Система образования императорской России – от церковно-приходских школ, казенных училищ, семинарий, гимназий, до университетов – всегда главным действующим лицом педагогического процесса выделяла представителей сильного пола. Мужчины преподавали и закон Божий, и русскую словесность, и естественные науки. В современной образовательной системе главные и даже второстепенные роли воспитательного действа достаются женщинам, мужчины перебиваются эпизодами. Мужчина-учитель в стенах обычной школы – редкое явление, исключение, а не правило.
Когда ребенок из православной семьи приходит по воскресеньям в церковь на молитву в храм и на учебу в православную школу, он имеет шанс вырваться на денёк из мира всевластия женщины и окунуться в педагогическую среду дореволюционной России. Среду, устроенную по иерархической модели, вершиной которой является мужчина как прообраз Христа - Главы церкви.
Дети видят мужчин-священнослужителей, возглавляющих торжественный строй Божественной Литургии, вверяют тайны своей детской души мужчине-духовнику, наблюдают почтительное и уважительное отношение верующих женщин к батюшкам прихода.
В этом месяце педагоги и сотрудники храма Покрова Божией Матери села Афанасово поздравляли со знаменательной датой иерея Димитрия Костикова, молодого священника, помощника и наставника детей и родителей воскресной школы «Радуга». Еще летом отец Димитрий получил назначение в афанасовский приход, а уже в сентябре поздравлял маленьких воспитанников с началом учебного года, совершал молебен и впоследствии, на протяжении всего учебного процесса никогда не отказывал педагогам в просьбе поучаствовать в родительском собрании или провести беседу.
Скажем так: традиция окормления учащихся воскресных занятий – явление типичное для всех православных храмов. Батюшки прихода – всегда главные гости на праздничных детских концертах, почетные члены жюри викторин и конкурсов, духовники летних детских православных лагерей.
А вот ситуацию, когда в воспитательном процессе воскресных школ принимают участия папы – явлением частым не назовешь. В афанасовском приходе желание глав семейств помогать педагогам воскрески поддержали сразу и создали все условия для того, чтобы мужчины смогли проявить свои способности в воспитании собственных чад. Папы с готовностью помогают в ремонте учебных классов, подготовке театральной сцены перед праздничными концертами, они – желанные участники коллективных поездок и путешествий, активного спортивно-оздоровительного отдыха.
А совсем недавно воскресную школу Покровского храма посетили представители нижнекамского казачьего сообщества. Они рассказали мальчишкам о традиционных дисциплинах боевого искусства казаков: рукопашных состязаниях, тактических умениях и навыках владения боевым оружием и т.д. В минувшее воскресенье на празднике встречи масленицы казаки учили ребят искусству джигитовки, участвовали в соревнованиях вместе с папами воспитанников.
Мужчин в афанасовском храме Покрова Божией Матери становится больше. Главы семейств приходят в церковь и самостоятельно, и при помощи семьи, к примеру, верующей супруги. Некоторые из них первые шаги к Богу начинают благодаря своим детям - вовлекаясь в мероприятия воскресных школ. Приводя детей в учебные классы прихода, они открывают двери своей души навстречу храму, воцерковляются. Таким образом православные приходы становятся центрами, в которых возрождаются традиции национального образования – образования, немыслимого без мужчин.
Елена Цапаева, Покровское благочиние