После революции 1917г. новое идеологическое государство пыталось уничтожить на территории России все мировоззрения и учения, которые противоречили коммунистической идеологии. Церковь Христова была также камнем преткновения для большевиков, т.к. она исповедовала Царство Небесное, а коммунисты - "рай на земле". Поэтому новое правительство поставило одну из своих задач - уничтожение православия на российской земле путем агитации среди населения и физического уничтожения всего, что связано со святой верой.
Грабили и уничтожали храмы, сжигали иконы и старинные книги, тех же, кто оставался тверд и верен Христу, подвергали наказаниям, как врагов народа ведущих контрреволюционную и антисоветсткую деятельность. Наказания были очень страшными - от долгих лет лагерей до смертной казни. Священников и всех кто исповедовал Христову веру - расстреливали, пытали, заживо закапывали, сжигали, распинали на церковных дверях и вратах алтаря. Новое правительство надеялось, что этим сможет уничтожить православие. Но безбожникам было не понять слова Христа: "Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ее" (Мф. 16:18). Все эти зверства и убийства только укрепляли Церковь Христову в вере и надежде на Господа. Испокон веков Церковь стоит на крови мучеников - тех, кто ценою собственной жизни свидетельствовал смерть и Воскресения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христос. Все, что добровольно приняли на себя мученики за веру, было попранием и посмеянием сатаны.
Одним из мест, где было уничтожено огромное количество невинно осужденных - Чистопольская секретная тюрьма НКВД. Архиереи, священники, монахи и простые люди, которые попали под советскую машину репрессий пережили в этой тюрьме множество страданий. Одних расстреливали, другие умирали от пыток. Тела убитых скидывали в огромное братское захоронение, рядом с Авдеевским кладбищем города. Многие жители города даже не догадываются, что под обычными захоронениями находится огромная братская могила, в которой погребены тысячи расстрелянных НКВД граждан.
В 2014г. на этом месте по инициативе клирика Костромской епархии архимандрита Никандра (Анпиологова) был воздвигнут памятный мемориал.
Памятный комплекс был воздвигнут в честь предшественника отца Никандра - наместника Авраамиево-Городецкого монастыря с. Ножкино Костромской губернии архимандрита Серапииона (Михайлова), который был до смерти умучен в чистопольской тюрьмы и похоронен в братском захоронении. Мемориальный комплекс состоит из памятного креста в честь умученного архимандрита Серапиона и мемориальных стел с именами тех, кто покоится в братской могиле на территории кладбища.
Краткое жизнеописание архимадрита Серапиона (Михайлова)
Иеромонах Серапион (Михайлов) был родом из села Емельяново Рыбно-Слободского района Казанской губернии. Молодой священник возглавил обитель Покрова Пресвятой Богородицы и Авраамия Чудотворца в начале ХХ века. До этого он нёс послушание законоучителя и заведующего школой. Под его благочестивом руководством обитель начала процветать. Он снискал высокий авторитет и уважение, был награждён наперсным золотым крестом. 18-го января 1915-го года он был избран членом Чухломского уездного отделения Училищного совета, а 9-го сентября того же года назначен благочинным монастырей Галичского округа. Но это время было отмечено не только расцветом монастырей, но и богоборчеством, крестными страданиями исповедников Христовых.
Перед закрытием обители в 1919-м году число братии составляло семнадцать человек. После закрытия монастыря монашеская община была зарегистрирована как приходская. Много скорбей от безбожных властей испытали игумен с братией. Новые власти искали повод для ареста отца Серапиона, и в 1925-м году они всё-таки привлекли его к уголовной ответственности, посадив сначала в Чухломскую, а затем в Костромскую тюрьму. После выхода из тюрьмы пребывание на Костромской земле стало для него невозможным, поэ тому он возвратился на родину, в Казань, к своей престарелой матери. К тому времени большинство монастырей и храмов были уже закрыты. В их числе был и Спасо-Преображенский монастырь в Казанском Кремле, где отец Серапион начинал свой иноческий путь. Архимандрит поселился в Свято-Вознесенской Макарьевской пустыни близ Свияжска, где пробыл до 1929-го года, неся чреду священнослужения. После закрытия пустыни перебрался в Казань. Потом был направлен в село Большие Осиновки Рыбно-Слободского района. О его жизни в период с 1930-го по 1937-й годы ничего неизвестно, на этот счёт нет никаких архивных документов. В архивах ФСБ есть лишь его следственное дело. Да ещё остались скудные воспоминания жителей села, которые детьми бегали к нему с гостинцами от матерей. Они вспоминают, как помогали отцу Серапиону пилить дрова, а он угощал их сахаром, который в то время считался деликатесом. Сохранился и покосившийся домик, где жил батюшка Серапион.
Отец Серапион был арестован осенью 1941-го года. Сначала его увезли в КПЗ Рыбной Слободы, а затем в тюрьму особого назначения №4 НКВД города Чистополя. На родной земле отец Серапион завершил жизнь мученической кончиной 11-го марта 1942-го года, его останки покоятся на кладбище города Чистополя.
Спустя столетие монастырь вновь возрождается, обретая нового настоятеля отца Никандра (Анпилогова) — молодого монаха из Татарстана. Делом всей жизни отца Никандра были поиски могилы умученного архимандрита, было пройдено множество испытаний и исследований, написаны труды и книги, в результате чего поиски привели его в Чистополь - к старому Авдеевскому кладбищу. Подвиг отца Никандра также открыл чистопольцам правду о тех ужасных делах и беззакониях, которые происходили в городе столетием назад.
С момента воздвижения, на монументе не прекращаясь льются заупокойные моления. С каждой панихидой число людей, желающих отдать дань любви мученикам Христовой веры, растет. Православная молодежь города регулярно организовывает заупокойные панихиды.
Расположение памятного мемориала