(На кафедре: 1 марта 1899 — 14 июля 1900)
Антоний (Храповицкий Алексей Павлович), митрополит Киевский и Галицкий, основатель и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, Председатель Архиерейского Собора и Синода.
Родился 17 марта 1863 г. в семье старого новгородского дворянина—помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877—1878 гг. (в НЭС т. III, стб. 67, БЭС т. I, стб. 197 и БЭЛ т. I, стб. 904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии" на 1917 г., с. 41).
Воспитанный матерью в церковно—аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью, по глубокому влечению сердца к науке боговедения, поступает в С.—Петербургскую Духовную Академию.
В ранней молодости Алексей Храповицкий находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве.
Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же.
В конце 4—го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 году был рукоположен во иеромонаха.
Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества.
В 1885 году по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 год.
В 1886 году назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.
В 1887 году был избран исполняющим должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В "Церк. Вестнике" за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре "Введение в круг богословских наук" той же Академии до 1890 года.
В 1888 году получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности". В том же году утвержден в звании доцента Академии.
В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии.
В 1890 году получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую Духовную академию.
В 1895 году назначен ректором Казанской Духовной Академии.
В 1897 году 7 сентября архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).
В 1899 году 1 марта с открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. В храме души Преосвященного Антония заключалась тайна того чарующего обаяния личности, которое "пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи". Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой "внушения".
На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов —проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония Вадковского. Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено—административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие принял монашество.
За период ректорства в Духовных Академиях епископ Антоний постриг более 60—ти студентов, из которых впоследствии большинство стали архиереями. Уже в позднейшие годы в своих поучениях он много и убедительно говорил о том, какие тяжелые жизненные последствия постигают тех, которые предполагая вступить на путь монашества, как бы услышав зов Божий, по каким либо житейским соображениям уклонились от этого пути.
В 1900 году 14 июля епископа Антония перевели на самостоятельную кафедру в г. Уфу, епископом Уфимским и Мензелинским.
По предложению и.д. ректора, инспектора Казанской Академии от 17 августа 1990 г., Преосв. Антония, епископа Уфимского и Мензелинского постановили: избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии ввиду высокопреосвященной и плодотворной деятельности, ввиду его солидных литературных и научно—богословских трудов, ввиду выдающегося церковно—ораторского таланта и неутомимого проповедования слова Божия и, наконец, ввиду его щедрой благотворительности и материального вспоможения нуждающимся студентам Академии.
В 1902 году 27 апреля Преосв. Уфимского Антония перевели на Волынскую кафедру епископом Волынским и Житомирским, Почаевской Успенской Лавры священноархимандритом.
В 1906 году Преосв. Антоний был возведен в сан архиепископа.
В 1908 году управляя Волынской епархией, он первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу "Русский Инок". Антоний с юных лет был большим приверженцем патриаршества. На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие Патриарха Никона и порицающие царя Алексея.
В 1911 году Преосв. Антоний был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В 1912 году был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.
Высокопреосв. Антоний исконный друг и горячий покровитель Православной миссии, которую он широко развил при Почаевской Лавре, оказывающей глубокое миссионерское влияние на зарубежную Русь.
В 1914 году 14 мая, т.е. после двенадцатилетнего управления Волынской епархией Преосв. Антоний был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.
В 1917 году 1 мая был уволен на покой, согласно прошению, с назначением ему местожительства в Валаамском Спасо—Преображенском монастыре Финляндской епархии.
16 августа 1917 г. вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.
В 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе был одним из трех кандидатов в патриархии (митр. Тихон, архп. Тихон, архп. Антоний Храповицкий и арх. Арсений Стадницкий).
28 ноября 1917 был возведен в сан митрополита Харьковского.
В этом же году 17 мая был председателем Украинского Церковного Собора и на нем был избран митрополитом Киевским и Галицким.
В конце 1919 года эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор. Был крайним оппозиционером всей Русской Православной Церкви. За все вышеизложенное был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении. В последние годы своей жизни митрополит Антоний ослеп.
Умер в августе 1936 г. под запрещением и погребен в Белграде в склепе храма Иверского. Над склепом возвышается мраморное надгробие.
В 1900 году в Казани было издано полное собрание сочинений митр. Антония в трех томах. Эти три тома позволяют составить о нем, как о писателе довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из "данности" его в нашем сознании и самосознании. Следующей ученой работой митр. Антония, выросшей из его профессорских занятий, является "Толкование на книгу св. пророка Михея" (СПБ, 1891), оно же вошло в собрание его сочинений. Отдав дань науке Антоний в остальных своих трудах выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой местами резкой развязанности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижной ум п проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши подолгу просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. "Это университет", восклицает один из них; "это —древне—греческая академия: здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию". Нередко как и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка.
Богословские воззрения Антония не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающие его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами.
Он подчеркнул общественную миссию Церкви, и применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества.
Вопроса мировоззрения митр. Антония мы не касаемся, т.к. это не входит в нашу задачу, отмечаем только, что он оставался верен своим ранее высказанным убеждениям. Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов.
Митр. Антоний не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам, ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения. Прямота митрополита, граничащая с резкостью на многих, особенно на инакомыслящих, производила впечатления отрицательное. Один из товарищей его брата в молодости его спросил его: "Неужели Вы, умный, образованный человек верите, что Христос вознесся на небо, и что просфора и вино превращаются в Его Плоть и Кровь?" —"Я не могу сомневаться, отвечал Антоний, —если бы я усумнился, то мне не оставалось бы ничего другого, как броситься с Литейного моста вниз головой".
Всем было известно его остроумие несколько грубоватого характера. Рассказывали, что он, кажется, еще будучи студентом, за торжественным обедом, на шутливый вопрос родственника Храповицких генерал—майора Крепке —почему "митрополит", а не "митро—стреляй", ответил: "А почему, Ваше Превосходительство, "ду—рак"... Здесь сделал длительную паузу и спокойно, смотря в глаза ошарашенного генерала, пониженным голосом закончил..., а не "ду—рыба"...
Когда обер—прокурор предлагал Синоду возвести в сан епископа малограмотного монаха Варнаву, кто—то из членов Синода стал возражать. Тогда дано было понять, что этого желает императрица и Распутин. Митр. Антоний сказал (очевидно саркастически): "Ну, что—же! Мы готовы и черного борова сделать епископом, раз они этого желают".
За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр. Антоний получил звание доктора богословия.
Свои сочинения он помещал, главным образом, в академических изданиях: "Церк. Вестн." (С.—Петерб. Акад.), "Богосл. Вестн." (Моск. Акад.), "Прав. Собес." (Казан. Акад.), "Уфим. Епарх. Вед.", "Церк. Вед.", "Мис. Обозр.", "Волог. Епарх. Вед.", "Волын. Епарх. Вед.", Газета "Колокол" (В. Скворцов) и др.
В вышеуказанных журналах архим. Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов.