
VI век до Рождества Христова – время Вавилонского пленения. Вдали от родной земли, измученные голодом и лишениями, доведенные до отчаяния, тысячи иудеев вспоминают о Боге и Его безграничной милости. Завоеватели забрали у бывшего когда-то богатейшего народа все ценное, оставив лишь воспоминания, скорбь и музыкальные инструменты – кинноры, - казавшиеся варварам бесполезными.
Лишь в плену иудеи осознают, что для них дороже всех богатств – Вера и Родина. Они не дерзнут в чужой земле исполнить песнь Господню, но клянутся, что не забудут родной Иерусалим и Дом Господень. Раскаяние и протест против пленения и кощунственных варваров переполняет сердца иудейского народа.
Лишь после 50 лет страданий иудеи были отпущены на свободу. Лишь годы покаяния очистили сердца и даровали счастье. Но об этом нам говорит лишь история, а 136 псалом хранит лишь горькую память о печальных событиях прошлого.
Но Псалмы Давида – это не только история о прошлом. Идет время Великого поста – время, когда душа должна вспомнить о прегрешениях, покаяться и работать над собой. В Библии Вавилон символизирует стремление к земной роскоши, излишнюю заботу о материальных благах. Так и мы сейчас, подобно иудейскому народу, в излишней опеке о земном забываем о Господе. А вспоминаем лишь, когда наступает горе, и одни мы с ним не справимся. Но чтобы принять Бога в своем сердце, нам нужно покаяние и страх Божий: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» Как, пребывая в мирских заботах, можно молиться от чистого сердца?
Дщери Вавилона – грехи, бороться с которыми надо, когда грех только зарождается, пока он еще мал и слаб. Жестокий способ борьбы с потомством Вавилона: «Дщи Вавилоня,.. блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень», - показывает, как решительно мы должны бороться с грехом.
Великий пост – время покаяния и работы над собой. В притче о благочестивом юноше Господь указывает нам путь спасения – соблюдать заповеди и отказаться от земного ради Него. Этот путь труден, полон искушений, но даже намерения, даже попытки принимает Бог, и, находясь в плену Земного Вавилона, мы всегда должны помнить о нашем Небесном Иерусалиме.
Мария Колчерина