Дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
Вот уже пролетела, а лучше сказать, отгремела Светлая Пасхальная седмица, и сегодня у нас уже неделя Антипасхи, Фомино воскресенье. Сегодня мы с вами вспоминаем историю апостола Фомы, так называемое неверие Фомино. Очень важный сегодня день, очень важное событие сегодня вспоминается. После шумной и ликующей Светлой седмицы, когда мы всем без разбора, и верующим, и далёким от Бога и Церкви, готовы были адресовать приветствие "Христос Воскресе!", сегодняшний день обращает нас к серьёзности, к задумчивости, к размышлению о сущности нашей с вами веры. В самом деле, когда апостолы ликовали от радости о воскресшем Учителе, Фома вдруг словно всех ошарашивает: "Если своими глазами не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу пальцев моих в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рану под Его ребром, не поверю!"
Прежде всего следует сказать, что нами зачастую совершенно неправильно понимается сегодняшняя евангельская история. В нашей русской (именно русской) церковно-народной традиции за героем сегодняшнего повествования прочно закрепился эпитет "Фома неверующий", и утвердилось такое некое осудительно-пренебрежительное отношение к личности этого апостола. Мол, все апостолы как апостолы, а вот этот - такой вот разэтакий своенравный упрямец, чуть ли не атеист.
Однако был ли он такой неверующий или неверный Христу? В одной из стихир сегодняшнего дня поётся: "О доброе неверие Фомино!" Стоп, как это неверие может быть добрым? Как это понимать? Давайте разбираться.
Мы все как-то забываем 11 главу евангелия от Иоанна, где повествуется о чуде воскрешения праведного Лазаря. Когда до Иисуса и Его учеников дошла весть о смерти Лазаря, Он высказал желание идти к нему в Иудею. Путешествие это неминуемо было сопряжено для Христа с большой опасностью. Ученики стали Его отговаривать: "Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять хочешь идти туда?" А Фома сказал: "Давайте и мы пойдём и умрём с Ним!" То есть Фома (именно Фома, и никто другой!) сказал как бы так: "Если Учителю нашему необходимо идти в Иудею к Лазарю, и если путешествие это сопряжено для Него со смертельной опасностью, то это естественно опасно будет и для нас, как Его спутников. Ну что ж... Давайте и мы в знак солидарности умрём вместе с Ним!" То есть Фома проявил желание и решимость быть верным Христу до смерти и озвучил его перед прочими апостолами!
Но, тем не менее, как я уже сказал, в нашей русской народной традиции сложилось такое несколько настороженное, подозрительно-осудительное отношение к личности этого апостола. Мы привыкли смотреть на него с высоты нашей собственной, как нам кажется, твёрдой веры. Мы зачастую бываем слишком высокого мнения о своей собственной вере, которая нам представляется абсолютно твёрдой, нерушимой и образцовой.
Вынужден развеять подобную идиллию. Народ наш в массе своей и сейчас, и в историческом прошлом проявил себя как народ не столько глубоко верующий, сколько доверчивый и инфантильный в вере, которая к тому же всегда носила чрезмерно обрядовый характер.
Вспомним, сколько было различных смутных времён на Руси! Сколько наши предки обольщались разного рода самозванцами, демагогами, псевдочудотворцами, которые чего только не обещали нашему народу. Обольщались, претерпевали разочарования и несчастья после этого... Вспомним Смутное время начала 17 века... Вспомним такую трагедию нашей Церкви, как старообрядческий раскол. Почему он стал возможен? Из-за чрезмерного обрядоверия русского народа.
А как народ наш повёл себя в 20 веке?! Он, испокон веков такой вроде бы верующий, православный, в большинстве своём прельстился богоборческими идеями построения "рая на земле" и поднял руку на храмы Божии и святыни. Не все, конечно, встали на путь богоборчества, но весьма многие, а может быть, и большинство. Так или иначе, но по сути, сто миллионов православных христиан, или бывших православных христиан, позволили при своём активном или пассивном участии уничтожать Православную Церковь, разрушать храмы, монастыри, надругаться над святынями... Как такое вообще могло произойти, да так быстро? А вот могло... Потом уже, в конце 80-х - начале 90-х, как только дали свободу Церкви, как только партия сказала: "Можно!", все массово повалили в храмы, но увы, это, с позволения сказать, воцерковление носило чаще весьма поверхностный характер... Всё это больше похоже на пресловутое "голосование сердцем", а не на акт глубокой осмысленной веры.
Вообще, ситуация с русским православным народом напоминает ситуацию в Ветхом завете с богоизбранным народом еврейским. В период Ветхого Завета Господь избрал народ еврейский для сохранения веры в Единого Истинного Бога. И можно было бы подумать, что народ этот прямо такой идеальный во всех отношениях. Однако нет. На страницах Библии мы увидим много случаев, когда Бог устами того или иного пророка резко и беспощадно обличает свой народ в грехах и неверности Богу: "Народ жестоковыйный, с необрезанным сердцем". Народ-богоносец и народ-богоборец - это можно сказать и о еврейском народе - богоизбранном народе Ветхого Завета, и о народе русском. Да, Промыслом Божиим Россия вот уже без малого 5 веков - по факту является оплотом мирового православия. Однако это не за какие-то особые наши заслуги, а именно неисповедимым Промыслом Божиим.
Каждый человек обладает индивидуальным характером. И каждый народ имеет свой национальный характер. Видимо, имеет место быть несоответствие между характером апостола Фомы и русским национальным характером с его эмоциональностью и инфантильностью в вере, что и предопределило некоторое неприятие личности этого апостола...
Перейдём же к истории события. Когда прочие ученики сообщили Фоме, что видели Господа Живого, Воскресшего, он не спешит верить этому, он сомневается и даже предъявляет им и даже Самому Христу по сути ультиматум. Он не может поверить в то, что Христос воскрес, пока непосредственно, через самый убедительный способ постижения внешнего мира человеком - через осязание - не удостоверится, что это Тот Самый Христос, что это не призрак, не продукт распалённого воображения его собратьев-апостолов.
Но что обуславливает такую странную позицию апостола Фомы? Прежде всего то, что он - исключительно искренний и честный человек. Вспомним: во время земной жизни Спасителя апостолы в общем-то, уверовали в Него как в ожидаемого и предсказанного пророками Мессию, Спасителя мира. Но в часы крестных страданий они потеряли веру и отреклись от Него. Обратите внимание, не один только Пётр отрёкся, отреклись все. Пётр лишь озвучил своё отречение, но молчаливое отречение было у всех. В Евангелии ведь сказано, что все оставили Его Одного и бежали. Все они пережили страшный опыт потери веры во Христа.
Так вот, Фома, в отличие от других учеников, не может так вот легко и быстро перейти от состояния отречения обратно к вере. Он опасается обольститься и обмануться этой нежданно-негаданно вернувшейся верой. Кроме того, он проявил бесстрашие, не побоявшись своим сомнением выглядеть хуже своих собратьев, предстать пред ними в невыгодном свете, не беспокоясь, что они будут думать о нём. Он не побоялся, не постеснялся обнажить пред всеми то, что его беспокоило. Это говорит о том, что для Фомы правда была важнее всего, важнее его собственной репутации.
Таким образом, главной чертой апостола Фомы является не его мнимое неверие, а его честность, искренность и правдолюбие, его серьёзное отношение к вере. А его так называемое неверие - это не какой-то каприз или скептицизм, а крик исстрадавшейся и жаждущей правды души. Безусловно, он помнил слова своего Учителя, сказанные Им ещё до Его страданий, что Он воскреснет и по воскресении будет предварять их в Галилее. Сердцем своим он (Фома) безусловно желал, чтобы Христос воскрес и победил смерть. Но он боялся обмануться, боялся принять пустую блажь за истину. Он не "голосовал сердцем", он был далёк от того, чтобы пленяться эмоциями, а вполне подчинил сердце и эмоции разуму. То есть он не был ни атеистом, ни скептиком. Для атеизма характерно упорство, изворотливость. Фома же как только удостоверился, сразу же с радостью воскликнул:" Господь мой и Бог мой!"
Таким образом, апостол Фома являет нам то, чего очень недостаёт всему нашему народу. Фома является для нас, именно для нас, русских православных христиан, одним из самых значимых апостолов.
Эти качества апостола Фомы важны именно в наше время. Вот ещё сравнительно недавно, в советские времена, нам отовсюду трубили, что Бога нет. И даже пытались это научно это доказать. Но времена те прошли, а вместе с ними сдулся и весь тот "научный атеизм". Сейчас, если провести опрос населения, наверное, 99% назовут себя верующими. Однако стало ли больше людей в храмах? Что-то не особо. Стало ли меньше греха на земле? Стало ли больше на земле праведности и любви в людях? Да что-то не видно этого...
Борьба против Христа и Его Церкви продолжается, но в других формах и другими методами. Тот старый атеизм, то старое неверие и противление Богу, то старое зло сердец человеческих никуда ведь не делись, просто приобрели новые формы. Если раньше нам пытались "научно" доказать, что Бога нет (из этого ничего не вышло), то сейчас всячески пытаются скомпрометировать Церковь. Развернули целую информационную войну в медиапространстве. Столько негативной информации, а то и откровенной клеветы льют на Церковь, на её служителей, да и просто на верующих людей...
И многие сейчас соблазняются этой пропагандой: да, говорят, мы в Бога веруем, но церкви и попам не верим. Мы веруем сердцем. Мы сами с усами, так что никакие посредники в наших отношениях с Богом нам не нужны... И начинают говорить о недостатках Церкви и о недостоинстве священников...
Но дело здесь не в недостатках церковной жизни. Дело в лукавстве человеческого сердца.
Да, в нашей жизни всякое случается. Случаются сложные и тяжелые обстоятельства, когда появляются сомнения в милосердии Божием, в Его любви, справедливости или даже в самом бытии Божием. Бывает, эти сомнения у нас возникают, когда мы сталкиваемся с какими-то неприглядными явлениями в церковной жизни или поддаёмся антицерковной пропаганде в СМИ или интернете, то есть поддаёмся соблазну...
Но если у человека есть элементарная честность и искренность, искреннее желание познать истину, он с Божией помощью преодолеет информационную дымовую завесу и разглядит Христа, неизменно обитающего в Церкви. Если же человек впустил в свою душу лукавство, то он поддаётся соблазну и отпадает от Церкви...
Сами по себе сомнения всякого рода - это не так плохо и не так страшно. Только бы не было у нас лукавства, а было бы искреннее желание познать истину. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, что мы должны быть искренни с Богом и не бояться никаких трудных вопросов. И тогда Господь окажет нам милость и разрешит все наши сомнения. Как сказано, "Блажени алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". Дай Бог всем нам в течение жизни сохранить эту алчбу и жажду правды, которую, безусловно, имел святой апостол Фома, и получил разрешение всех своих сомнений.
И да будет апостол Фома нашим учителем веры, веры искренней, глубокой и здравой. Аминь.
Христос Воскресе!
Иерей Виталий Гарабов, Чистопольская епархия.
Христос Воскресе!
Вот уже пролетела, а лучше сказать, отгремела Светлая Пасхальная седмица, и сегодня у нас уже неделя Антипасхи, Фомино воскресенье. Сегодня мы с вами вспоминаем историю апостола Фомы, так называемое неверие Фомино. Очень важный сегодня день, очень важное событие сегодня вспоминается. После шумной и ликующей Светлой седмицы, когда мы всем без разбора, и верующим, и далёким от Бога и Церкви, готовы были адресовать приветствие "Христос Воскресе!", сегодняшний день обращает нас к серьёзности, к задумчивости, к размышлению о сущности нашей с вами веры. В самом деле, когда апостолы ликовали от радости о воскресшем Учителе, Фома вдруг словно всех ошарашивает: "Если своими глазами не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу пальцев моих в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рану под Его ребром, не поверю!"
Прежде всего следует сказать, что нами зачастую совершенно неправильно понимается сегодняшняя евангельская история. В нашей русской (именно русской) церковно-народной традиции за героем сегодняшнего повествования прочно закрепился эпитет "Фома неверующий", и утвердилось такое некое осудительно-пренебрежительное отношение к личности этого апостола. Мол, все апостолы как апостолы, а вот этот - такой вот разэтакий своенравный упрямец, чуть ли не атеист.
Однако был ли он такой неверующий или неверный Христу? В одной из стихир сегодняшнего дня поётся: "О доброе неверие Фомино!" Стоп, как это неверие может быть добрым? Как это понимать? Давайте разбираться.
Мы все как-то забываем 11 главу евангелия от Иоанна, где повествуется о чуде воскрешения праведного Лазаря. Когда до Иисуса и Его учеников дошла весть о смерти Лазаря, Он высказал желание идти к нему в Иудею. Путешествие это неминуемо было сопряжено для Христа с большой опасностью. Ученики стали Его отговаривать: "Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять хочешь идти туда?" А Фома сказал: "Давайте и мы пойдём и умрём с Ним!" То есть Фома (именно Фома, и никто другой!) сказал как бы так: "Если Учителю нашему необходимо идти в Иудею к Лазарю, и если путешествие это сопряжено для Него со смертельной опасностью, то это естественно опасно будет и для нас, как Его спутников. Ну что ж... Давайте и мы в знак солидарности умрём вместе с Ним!" То есть Фома проявил желание и решимость быть верным Христу до смерти и озвучил его перед прочими апостолами!
Но, тем не менее, как я уже сказал, в нашей русской народной традиции сложилось такое несколько настороженное, подозрительно-осудительное отношение к личности этого апостола. Мы привыкли смотреть на него с высоты нашей собственной, как нам кажется, твёрдой веры. Мы зачастую бываем слишком высокого мнения о своей собственной вере, которая нам представляется абсолютно твёрдой, нерушимой и образцовой.
Вынужден развеять подобную идиллию. Народ наш в массе своей и сейчас, и в историческом прошлом проявил себя как народ не столько глубоко верующий, сколько доверчивый и инфантильный в вере, которая к тому же всегда носила чрезмерно обрядовый характер.
Вспомним, сколько было различных смутных времён на Руси! Сколько наши предки обольщались разного рода самозванцами, демагогами, псевдочудотворцами, которые чего только не обещали нашему народу. Обольщались, претерпевали разочарования и несчастья после этого... Вспомним Смутное время начала 17 века... Вспомним такую трагедию нашей Церкви, как старообрядческий раскол. Почему он стал возможен? Из-за чрезмерного обрядоверия русского народа.
А как народ наш повёл себя в 20 веке?! Он, испокон веков такой вроде бы верующий, православный, в большинстве своём прельстился богоборческими идеями построения "рая на земле" и поднял руку на храмы Божии и святыни. Не все, конечно, встали на путь богоборчества, но весьма многие, а может быть, и большинство. Так или иначе, но по сути, сто миллионов православных христиан, или бывших православных христиан, позволили при своём активном или пассивном участии уничтожать Православную Церковь, разрушать храмы, монастыри, надругаться над святынями... Как такое вообще могло произойти, да так быстро? А вот могло... Потом уже, в конце 80-х - начале 90-х, как только дали свободу Церкви, как только партия сказала: "Можно!", все массово повалили в храмы, но увы, это, с позволения сказать, воцерковление носило чаще весьма поверхностный характер... Всё это больше похоже на пресловутое "голосование сердцем", а не на акт глубокой осмысленной веры.
Вообще, ситуация с русским православным народом напоминает ситуацию в Ветхом завете с богоизбранным народом еврейским. В период Ветхого Завета Господь избрал народ еврейский для сохранения веры в Единого Истинного Бога. И можно было бы подумать, что народ этот прямо такой идеальный во всех отношениях. Однако нет. На страницах Библии мы увидим много случаев, когда Бог устами того или иного пророка резко и беспощадно обличает свой народ в грехах и неверности Богу: "Народ жестоковыйный, с необрезанным сердцем". Народ-богоносец и народ-богоборец - это можно сказать и о еврейском народе - богоизбранном народе Ветхого Завета, и о народе русском. Да, Промыслом Божиим Россия вот уже без малого 5 веков - по факту является оплотом мирового православия. Однако это не за какие-то особые наши заслуги, а именно неисповедимым Промыслом Божиим.
Каждый человек обладает индивидуальным характером. И каждый народ имеет свой национальный характер. Видимо, имеет место быть несоответствие между характером апостола Фомы и русским национальным характером с его эмоциональностью и инфантильностью в вере, что и предопределило некоторое неприятие личности этого апостола...
Перейдём же к истории события. Когда прочие ученики сообщили Фоме, что видели Господа Живого, Воскресшего, он не спешит верить этому, он сомневается и даже предъявляет им и даже Самому Христу по сути ультиматум. Он не может поверить в то, что Христос воскрес, пока непосредственно, через самый убедительный способ постижения внешнего мира человеком - через осязание - не удостоверится, что это Тот Самый Христос, что это не призрак, не продукт распалённого воображения его собратьев-апостолов.
Но что обуславливает такую странную позицию апостола Фомы? Прежде всего то, что он - исключительно искренний и честный человек. Вспомним: во время земной жизни Спасителя апостолы в общем-то, уверовали в Него как в ожидаемого и предсказанного пророками Мессию, Спасителя мира. Но в часы крестных страданий они потеряли веру и отреклись от Него. Обратите внимание, не один только Пётр отрёкся, отреклись все. Пётр лишь озвучил своё отречение, но молчаливое отречение было у всех. В Евангелии ведь сказано, что все оставили Его Одного и бежали. Все они пережили страшный опыт потери веры во Христа.
Так вот, Фома, в отличие от других учеников, не может так вот легко и быстро перейти от состояния отречения обратно к вере. Он опасается обольститься и обмануться этой нежданно-негаданно вернувшейся верой. Кроме того, он проявил бесстрашие, не побоявшись своим сомнением выглядеть хуже своих собратьев, предстать пред ними в невыгодном свете, не беспокоясь, что они будут думать о нём. Он не побоялся, не постеснялся обнажить пред всеми то, что его беспокоило. Это говорит о том, что для Фомы правда была важнее всего, важнее его собственной репутации.
Таким образом, главной чертой апостола Фомы является не его мнимое неверие, а его честность, искренность и правдолюбие, его серьёзное отношение к вере. А его так называемое неверие - это не какой-то каприз или скептицизм, а крик исстрадавшейся и жаждущей правды души. Безусловно, он помнил слова своего Учителя, сказанные Им ещё до Его страданий, что Он воскреснет и по воскресении будет предварять их в Галилее. Сердцем своим он (Фома) безусловно желал, чтобы Христос воскрес и победил смерть. Но он боялся обмануться, боялся принять пустую блажь за истину. Он не "голосовал сердцем", он был далёк от того, чтобы пленяться эмоциями, а вполне подчинил сердце и эмоции разуму. То есть он не был ни атеистом, ни скептиком. Для атеизма характерно упорство, изворотливость. Фома же как только удостоверился, сразу же с радостью воскликнул:" Господь мой и Бог мой!"
Таким образом, апостол Фома являет нам то, чего очень недостаёт всему нашему народу. Фома является для нас, именно для нас, русских православных христиан, одним из самых значимых апостолов.
Эти качества апостола Фомы важны именно в наше время. Вот ещё сравнительно недавно, в советские времена, нам отовсюду трубили, что Бога нет. И даже пытались это научно это доказать. Но времена те прошли, а вместе с ними сдулся и весь тот "научный атеизм". Сейчас, если провести опрос населения, наверное, 99% назовут себя верующими. Однако стало ли больше людей в храмах? Что-то не особо. Стало ли меньше греха на земле? Стало ли больше на земле праведности и любви в людях? Да что-то не видно этого...
Борьба против Христа и Его Церкви продолжается, но в других формах и другими методами. Тот старый атеизм, то старое неверие и противление Богу, то старое зло сердец человеческих никуда ведь не делись, просто приобрели новые формы. Если раньше нам пытались "научно" доказать, что Бога нет (из этого ничего не вышло), то сейчас всячески пытаются скомпрометировать Церковь. Развернули целую информационную войну в медиапространстве. Столько негативной информации, а то и откровенной клеветы льют на Церковь, на её служителей, да и просто на верующих людей...
И многие сейчас соблазняются этой пропагандой: да, говорят, мы в Бога веруем, но церкви и попам не верим. Мы веруем сердцем. Мы сами с усами, так что никакие посредники в наших отношениях с Богом нам не нужны... И начинают говорить о недостатках Церкви и о недостоинстве священников...
Но дело здесь не в недостатках церковной жизни. Дело в лукавстве человеческого сердца.
Да, в нашей жизни всякое случается. Случаются сложные и тяжелые обстоятельства, когда появляются сомнения в милосердии Божием, в Его любви, справедливости или даже в самом бытии Божием. Бывает, эти сомнения у нас возникают, когда мы сталкиваемся с какими-то неприглядными явлениями в церковной жизни или поддаёмся антицерковной пропаганде в СМИ или интернете, то есть поддаёмся соблазну...
Но если у человека есть элементарная честность и искренность, искреннее желание познать истину, он с Божией помощью преодолеет информационную дымовую завесу и разглядит Христа, неизменно обитающего в Церкви. Если же человек впустил в свою душу лукавство, то он поддаётся соблазну и отпадает от Церкви...
Сами по себе сомнения всякого рода - это не так плохо и не так страшно. Только бы не было у нас лукавства, а было бы искреннее желание познать истину. Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о том, что мы должны быть искренни с Богом и не бояться никаких трудных вопросов. И тогда Господь окажет нам милость и разрешит все наши сомнения. Как сказано, "Блажени алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". Дай Бог всем нам в течение жизни сохранить эту алчбу и жажду правды, которую, безусловно, имел святой апостол Фома, и получил разрешение всех своих сомнений.
И да будет апостол Фома нашим учителем веры, веры искренней, глубокой и здравой. Аминь.
Христос Воскресе!
Иерей Виталий Гарабов, Чистопольская епархия.