Патриарх Кирилл: «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке…»

Патриарх Кирилл: «Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке…» «Ах, эполеты, эполеты…» Военная выправка, гимнастерки и кителя ладно сидят на статных фигурах, лампасы горят красным частоколом на темно-синих брючинах, на головах - фуражки и папахи. Эпоха демократичных джинсов, стареющих инфантов и свободных нравов грозит похоронить в современном мире образ настоящей мужественности. «Ах, эполеты-эполеты, серебром расшиты вензеля!», - вздыхали барышни российской империи, провожая взглядом строй бравых кавалеристов. Исчезла дореволюционная Россия, а вместе с ней и традиция деления общества на сословия, из которых военное занимало значимое и внушительное место. Его осколки сейчас сохраняются в возрождающемся этносоциальном культурном слое, именуемом казачеством. Официальный статус Объединения казаков можно встретить не только в крупных, но и малых городах российской федерации. И не только на её южных окраинах, но и у нас, в Татарстане – республике с исторически сложившимся мусульманским компонентом. Вот и в Нижнекамске, в третьем по количеству жителей городов республики, 11 сентября собрались атаманы и казаки со всего Татарстана: из Набережных Челнов, Мензелинска, Чистополя, Черемшана, Бугульмы, Алексеевского и Болгар. Официальным поводом встречи стало долгожданное событие - образование на территории республики структуры, закрепившей статус многообразных казачьих обществ, ассоциаций и объединений в Татарстане. Им стал Татарстанский отдел Симбирского окружного казачьего общества Волжского войскового казачьего общества (ТО СОКО ВВКО) Союз церкви и казачества Знаково то, что первое заседание Совета Атаманов новообразованного отдела состоялось по инициативе правящих архиереев епархий митрополии Русской Православной Церкви, а сама встреча казаков и духовенства началась с общей молитвы в храме на воскресном богослужении. И если абстрагироваться от официального регламента этого дня, от повестки заседания, подытожив одним предложением суть происходящего 11 сентября, то можно сказать: казачество в Татарстане стало на путь обретения своего духовно-нравственного стрежня – православия, а церковная община – будущих союзников, защитников и охранителей. Чтобы гимнастерки и кителя, фуражки и папахи, галуны и шевроны, портупеи и нагайки – все эти атрибуты казачьей форменной одежды не превратились в элементы карикатурного образа «ряженых», которым часто укоряют современных казаков, это незаслуженно забытое военно-служивое сословие должно вернуть себе доброе имя. И механизм этого возрождения очень точно описал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда выступал на всевозможных съездах казаков и советах по делам казачества разных ведомств. Приведя ряд ссылок на такие выступления, возьмем на себя ответственность процитировать некоторые моменты из первосвятительского слова, мудрость, четкость и духовная глубина которого может лечь в основу стратегического понимания нынешних и возможных проблем современного казачества и, что самое главное, путей их решения. Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Первого большого съезда казачьих духовников 5 декабря 2013 годаhttp://www.patriarchia.ru/db/text/3418720.html : «По моему глубокому убеждению, казачество (…) - это не этническая группа, это даже не культурная группа, хотя внешние культурные факторы и атрибуты играют очень важную роль для самоорганизации и самопонимания казаков. В первую очередь это образ жизни…Так что же лежит в основе образа жизни казака? Это, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни… …Если мы соглашаемся в том, что фундаментом казачьего образа жизни является православная вера, то мы должны разобраться: а что значит быть православным человеком? …что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. …Каждый казак с уважением относится к Православию: казаки защищают Церковь, когда это необходимо, участвуют в массовых шествиях, крестных ходах, охраняют храмы и монастыри… …Но быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем… Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к Православной Церкви — это свободный выбор, так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству. И если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви…» Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Совета по делам казачества при Президенте РФ http://soborno.ru/viewtopic.php?t=1241 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на V Международном конгрессе казаков 14 октября 2015 года http://www.patriarchia.ru/db/text/4245143.html Подготовлено: Елена Цапаева, Покровское благочиние eatsxmqurqg