Ансамбль Троицкого кладбища: территория тишины и размышлений
Само расположение старинного елабужского кладбища необычно: небольшой пятачок огороженной территории словно «зажат» в кольцо бурлящей городской повседневности. Перед входом-аркой застыла в бронзе гордо восседающая на коне кавалерист-девица Надежда Дурова: у подножия памятника всегда группа из желающих сфотографироваться на память. Слева над кладбищем нависают пятиэтажки, справа его огибает старинный Александровский парк.
И в окружении этого стрекочущего многоголосого городского шума – бермудский треугольник осколка древнего кладбища. Заложенный в 18 веке по указанию императрицы Екатерины II в полукилометре от Елабуги, к началу 20 века он оказался поглощённым стремительно разрастающимся уездным городом и по этой причине был закрыт. Однако, с 1830 года на его территории действовал приход храма Святой Троицы, разрушенный до основания через 100 лет безбожниками.
Его оголённый фундамент будто «рассказывает» посетителям свою трагическую историю остатками кирпичной кладки: здесь сохранились ступени главного входа, там ещё цела цветная напольная плитка, а чуть поодаль хорошо различимо возвышение церковной солеи. А рядом с немыми останками храма – лежащие, будто уснувшие на зеленом полотне лужайки - каменные надгробия. Они разные – по размеру и степени сохранности, по качеству и изящности отделки, по возрасту и датам смерти своих усопших хозяев. Ни могильных холмиков, ни оград. О многом поразмыслишь, пытаясь по скудной информации на каменных плитах «додумать» жизнь и причины ухода в мир иной захороненных. Среди трёх тысяч надгробий были, когда-то, и могилы знаменитых купцов, в том числе, отца художника Ивана Шишкина, а из числа новоустановленных после взрыва – надгробные плиты кавалерист-девицы Н. А. Дуровой и новомученика протоиерея Павла Дернова - елабужского священника с тремя сыновьями, зверски растерзанных карательным отрядом большевиков в 1918 году. В одном биографическом издании пострадавших за веру членов этой священнической семьи назвали живыми иконами. Об их подвиге участникам экскурсии рассказала директор воскресной школы Ираида Маврешко, призвав паломников помолиться у могилы вятских новомучеников.
Елабужское каменное городище
Многослойная история Елабуги полна тайн, загадок и захватывающих открытий для путешественников. После посещения православных храмов участникам экскурсии предстояло ознакомиться с её древними, дохристианскими культовыми объектами. В центре города, свернув в один из его многочисленных переулков, мы, словно на машине времени, переносимся во времена Волжской Булгарии. Елабужское каменное городище – это архитектурный ансамбль остатков укреплённого поселения финно-угорских племён, возвышающегося на высоком мысе берега реки Тойма у места впадению её в Каму. Городище является своеобразной смотровой площадкой, с которой открываются дивные виды на ближайшие окрестности. История этого места также загадочна, как и те археологические культурные напластования земли, над которыми оно находится. Изначально, это - родовое убежище древнего племени, потом оно захватывается волжским князем, который строит здесь белокаменную крепость, разорённую впоследствии татаро-монгольскими захватчиками. На фундаменте языческого поселения костромской монах Иона Зелёный основывает мужской Троицкий монастырь, просуществовавший полтора столетия. Древние постройки разрушались временем и местными жителями, разобравшие каменные сооружения до фундамента; вновь восстанавливались на средства меценатов, пока не обрели свой окончательный – в основном воссозданный, реконструированный – вид.
Трудно описать ощущения современника 21 века, чьи ноги стоят на земле, в недрах которой, быть может, покоятся останки народа, проживающего здесь за несколько веков до времени Христа, чьи глаза обозревают окрестности, на которые был устремлён когда-то властный взгляд знатного булгарского феодала, чьё сердце вбирает в себя слова тех же святых молитв, что произносились иноками православной обители? Водоворот эпох, событий, судеб погружает мысли в глубокую тайну человеческого существования. Слава Тебе, Боже, за этот удивительный день!
Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь
Последним пунктом экскурсионного маршрута воскресной школы Афанасово стал Казанско-Богородицкий женский монастырь – обитель, в которой очень многое роднило паломников с их родным городом: и имя известного в Нижнекамске мецената Стахеева, чья летняя дача располагалась на правом берегу Камы близ Святого ключа, и церковь, основанная в честь Казанского образа Богоматери в одноимённом посёлке, и исторический опыт утраты старинных зданий в эпоху гонений. Основанный в 1868 году, он после революции стал пристанищем для воспитанников детского городка, затем – военнопленных из Германии и Японии, а потом в монастырских кельях селились местные жители. Главный монастырский храм, колокольня и ограда были разобраны на кирпичи для бытовых нужд, мусор и нечистоты жизнедеятельности новых обитателей сестринских корпусов выливались на территорию монастырского кладбища. Сейчас на месте разрушенной в советские годы церкви высится красивый пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней. Экскурсионной группе удалось помолиться на вечерней службе главного храма возрождаемой обители и, приложившись к иконам, тронуться в обратный путь.
Ещё долго по прибытии в родной город участники поездки делились впечатлениями прошедшего дня в комментариях социальных сетей, обмениваясь фотографиями и словами благодарности в адрес её организаторов. И многим вспомнились в этот вечер слова настоятеля афанасовского Покровского храма отца Виталия, благословляющего утром группу в путь: «Мы за вас молились сегодня на Божественной литургии». И эта фраза стала ответом на вопрос о том, отчего так благоприятно и удивительно складывался этот солнечный день для путешественников. «Слава Богу за всё», - эти слова чаще других произносились паломниками во след уходящего дня. Слава Тебе Господи, Слава Тебе!
Елена Цапаева, Покровское благочиние