В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали весьма поучительную историю о мытаре Закхее, которого удостоил посещением Господь наш Иисус Христос.
Вот текст сегодняшнего литургийного чтения (евангелие от Луки гл. 19, ст. 1 - 10):
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Итак, произошло повествуемое событие в небольшом иудейском городке Иерихоне. Городок этот с весьма древней историей. Упоминается он уже в книге Иисуса Навина, преемника пророка Моисея, в которой описывается знаменитая история взятия Иерихона. Но впоследствии город сей приобрёл дурную славу, став по сути "криминальной столицей" Иудеи. Подходящие к городу дороги, да и вообще, пригородные пространства были наводнены разбойниками, часто нападавшими на проезжающих и проходящих и грабившими их. Это и отражено, например, в притче о милосердном самарянине, действие которой происходит как раз на дороге из Иерусалима в Иерихон.
И вот Спаситель зашёл в этот проклятый город в сопровождении большой толпы людей. И тут Закхей, мытарь, начальник мытарей, очень богатый человек... Кто такие мытари? Сборщики налогов в пользу Рима, служители оккупационной римской власти, люди ненавистные и презренные в народе. На современном языке, Закхей - это начальник налоговой полиции. И в чём был источник его богатства? Конечно же взятки, коррупция.
В мытари обычно шли самые, что называется, "отбросы общества", люди с невысокой нравственностью и весьма некрепкой верой в Бога. Насколько нужно потерять веру и верность, чтобы поступить на службу чуждой власти! Насколько нужно отречься от чаяний Израиля, от обетований Божиих богоизбранному народу!
И вот этот Закхей почему-то очень захотел увидеть Иисуса. По всей видимости, уже был о Нём наслышан. Сам по себе факт, что личность Христа вызвала интерес в его душе - уже одно это удивительно. Ведь такие люди, как Закхей, обычно глухи ко всему духовному. Ведь по складу своему это абсолютные прагматики, "практические материалисты"...
Но вот незадача - Закхей был мал ростом, поэтому решает залезть на дерево смоковницу. Сцена довольно комичная. По преданию, Закхей был не просто мал ростом, а вообще коротышка, толстенький и пузатенький. По толпе пробежался ехидный смех...
По всей видимости, Закхей не ожидал, что Господь уделит внимание его персоне. Он был готов удовольствоваться тем, чтобы просто издали увидеть проходящего мимо Иисуса. Но Спаситель неожиданно подошёл и остановился возле этого самого дерева, поднял голову и обратился напрямую к Закхею: мол, сейчас Мне нужно зайти к тебе. Это было совершенно неожиданно как для самого Закхея, так и для народа, потому что все его почитали за последнего грешника и изменника, не имеющего и не могущего иметь ничего общего с Человеком Божиим.
Но Господь зашел к нему в дом. Видя это, народ начал роптать. Ох уж этот ропот! Сколько раз встречаем мы подобный ропот как на протяжении Евангелия, так и во всю последующую человеческую историю! Люди упрекают Бога! Причём упрекают то, как им кажется, в излишнем незаконном милосердии Божием к грешникам, то, напротив, в излишней строгости. А чаще всего один и тот же человек, когда речь о других людях, взывает к Богу о справедливом возмездии грешникам, а когда речь о себе любимом, взывает о милосердии: "За что мне такое наказание?" Как будто если бы такой человек встал на место Бога, то проявил бы большее милосердие и большую справедливость. И там, и здесь обнаруживается личное самомнение с недоверием Богу. Совершенно бесперспективно соревноваться с Ним как в справедливости, так и в милосердии.
Несколько важных уроков преподаёт нам сегодняшнее чтение.
Первый: Богом не презрен и не отвергнут никто, даже самый отъявленный грешник, самый отвергнутый и презираемый людьми.
Второй: учит нас истинному покаянию. Покаялся ли Закхей? Он ведь не сказал прямо: согрешил, каюсь. Но покаяние заключается не в словах, а в реальных делах, в изменении жизни, в исправлении своих ошибок. Если человек сказал: "Каюсь", но не изменил жизни, не приложил усилий, то это не покаяние. А Закхей как раз делом засвидетельствовал свое исправление: "Вот, пол-имения моего я раздам нищим, а если кого чем обидел, возмещу в четыре раза". Это и есть истинное покаяние.
Ещё чему учит нас Закхей - не быть слишком зависимыми от мнения окружающих людей. А мы как раз часто бываем очень зависимы от него: бывает, стыдимся в тех или иных ситуациях проявить свою веру, поступить по совести и по заповеди Божией, в каких-то случаях оглядываемся: "А что подумают люди? А как посмотрят на это окружающие?" Подобные вопросы, которые мы сами себе надумываем, могут в той или иной ситуации стать препятствием для совершения правильного богоугодного поступка. Но посмотрите на Закхея: он не беспокоился о том, как будет выглядеть в глазах окружающей толпы. Он в ту минуту всецело поглощён был созерцанием Христа... Вот давайте и мы поменьше будем думать о том, что скажут люди, а побольше о том, что скажет Бог.
Еще чему учит сегодняшняя история: не иметь к Богу потребительского отношения. То, что произошло с Закхеем, называется посещением Божиим, причём в обоих смыслах: и в физическом, и в духовном. И что же он приобрел от этого посещения? Ничего. Напротив, он расстался с большей частью своего накопленного богатства. Расстался, конечно же, добровольно. Посещение Божие разбудило в нём совесть, которая подвигла его вернуть обратно людям большую часть того, что он у них нечестным образом отнял.
Мы все вроде бы стремимся к Богу. Стремимся выстроить с Ним правильные отношения, стремимся жить правильно и праведно. Сколько раз, наверное, вполне искренне говорили сами себе: вот, с понедельника начну... Но мы обязательно чаем, что что-то приобретём от этого: вот, мол, начну жить как полагается, и Господь благословит меня здоровьем, достатком, успехом в делах... А вот Закхей в результате посещения Божия, напротив, не приобрёл в материальном плане ничего, а напротив, расстался с большей частью своего неправедного капитала. Благодать Божия просветила его душу, озарила самые потаённые её уголки, просветила совесть, и она-то, просвещённая благодатью, заставила его раздать то, что он нажил так неправедно, и вчетверо отдать всем обманутым и обиженным...
Есть предание, что Закхей полноценно уверовал в Спасителя, стал христианином. Впоследствии он присоединился к апостолу Петру и сопровождал его в миссионерских путешествиях. При императоре Нероне вместе с Петром принял мученическую смерть за Христа.
Иерей Виталий Гарабов.