Вот такая неожиданная мысль прозвучала не в приватной беседе, не в запальчивости пылких речей почитателей – она стала лейтмотивом выступлений на «круглом столе», посвящённом 200-летию учёного-востоковеда и церковного деятеля, нашего земляка архимандрита Палладия (Кафарова).
День его памяти начался с поминальной службы в Никольском храме города Чистополя. И с первых до последних минут с нами был владыка Пармен, собравший в церковных стенах священнослужителей из Чистопольской и Нижнекамской епархии, Альметьевска и Казани. Его горячее слово стало оплотом верности и надёжности большого доброго дела, свидетелями и участниками которого стали и миряне, люди простые и известные. Итак…
Талантом равный Ломоносову
Всякий из нас наслышан об архангельском поморском пареньке Михаиле – учёном и просветителе XVIII века. Тяга к знаниям привела его из далёких северных пределов – села Холмогоры – в столицу, где он стал великим мужем, прославившим Россию. В чём-то схожа судьба Петра Ивановича Кафарова, уроженца Старошешминска Чистопольского уезда. Мог ли его отец, сельский священник, предполагать, что шестому из девятерых его детей уготована стезя на протяжении многих лет представлять Россию за рубежом – да не в просвещённой Европе, а в Китае, раздираемом эпидемиями, войнами, бунтами, дикими нравами? Миссионерство среди полудикарей – сомнительный успех. Но цель намечена, и путь – бесконечно трудный, полный лишений и опасностей – выбран раз и навсегда. Таков характер и такова воля Божия.
Чистопольское духовное училище, семинария в Казани, академия в Санкт-Петербурге и, наконец, отъезд в Пекин в составе Русской духовной миссии. Осваивать историю, культуру, традиции неведомого миру китайского народа отправился уже не студент-отличник, а иеродиакон, постриженный в монахи с именем Палладий. И потекли долгие, напряжённые годы, десятилетия в непосильных трудах, служениях свету духовному, славе и силе родного Отечества…
«Солнце русской китаистики»
Позаимствовав цитату из выступления гостьи из Чувашии И. В. Удаловой, с полным основанием я хочу адресовать её герою моей публикации. Ирина Витальевна увлечённо и убедительно говорила о заслугах предшественника отца Палладия – «первого из триады востоковедов» - Никиты Яковлевича Бичурина, личности яркой, одарённой, но противоречивой. Его заслуги перед наукой и обществом велики. И память - благодарная память потомков – жива и продолжает служить уже новым поколениям. Мемориальный музей, тематические выставки, знаменитые Бичуринские чтения, мемориальные доски… Пять улиц в городах и сёлах носят имя знаменитого земляка. И слава его летит далеко за пределы республики.
И это правильно: пока мы помним – мы живы. Можно только порадоваться дружному единомыслию наших соседей, которые умеют стучаться во все двери и убеждать, чтобы не уснуть в неведении, не утерять самодостаточности чувашского народа и этой благодарной, живой памятью проложить дорогу в завтрашний день.
Совсем другая ситуация вокруг имени архимандрита Палладия. К нашему стыду и укору самим себе.
Среди участников «круглого стола» были большие учёные: кандидат исторических наук, сотрудник Института востоковедения Российской академии наук А. М. Куликов, первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), доктор исторических наук академик Н. М. Валеев. И все они единодушно и горячо говорили об огромных заслугах отца Палладия перед Церковью, Россией и перед мировой наукой. Он был не только миссионером, но и политиком, дипломатом, учёным, путешественником-этнографом. Человек, который родился в наших местах, жил в Китае, скончался в Марселе, а похоронен в Ницце. Даже в этом прослеживается поистине планетарная масштабность его личности!
Поражает широта его научных интересов: буддизм, монголистика, христианство и ислам в Китае, китайско-русский словарь, китайская живопись, история Кореи. Его труды пристально изучают заокеанские учёные и политики, что вполне объяснимо на фоне бурно развивающегося (к явному беспокойству всех континентов), шагающего семимильными шагами вперёд современного Китая. Неслучайно из известных 27 наипочётнейших наград – драгоценных крестов – первый был вручён самим императором Александром II именно архимандриту Палладию. Это был удивительный, ярчайший человек, который «сумел сохранить цельность своего служения, своей личности, нёс свет разума, свет истины китайскому народу… Звезда мировой величины, величайший учёный-востоковед…» (из выступления игумена Евфимия).
Вот такой парадокс: патриот, положивший всю свою жизнь без остатка служению Отчизне, оказался забытым соотечественниками, и нынешнее мероприятие и всё прозвучавшее на нём – как открытие новой планеты,
новой яркой звезды на небосклоне земной цивилизации. Соединение несоединимых ощущений: уважения и невежественного незнания, гордости и обиды, благодарности и смущения. Но шаг сделан – пусть первый, но решительный. Сама собой родилась резолюция встречи, вобравшая в себя всю полноту новых чувств. Задачи широкие: необходимо открыть мемориальные доски на зданиях, в которых учился будущий учёный, присвоить имя архимандрита Палладия улицам в Чистополе и Казани, положить начало Палладиевским чтениям, выйти на Священноначалие Русской Православной Церкви с предложением обеспечить уход за могилой нашего именитого соотечественника, нашедшего последний приют во французской земле. Вот это действительно будет «достойно и праведно»!
«Это настоящая Россия»
К горькому сожалению, практически весь архив рукописей и документов архимандрита Палладия сгорел в 1900 году во время восстания в Пекине. Но остались его публикации, остались дела на благо науки и общества. И память, наконец пробуждающаяся, отряхнувшая с лица пыль забвения.
Наша встреча проходила в стенах Чистопольского филиала Казанского инновационного университета. И его хозяйка, директор филиала КИУ Ольга Владимировна Добронравова, сразу же окунула нас в молодую, энергичную и воодушевлённую студенческую среду. Тут и там сновали мальчики и девочки – юные, красивые. Они сидели с нами в зрительных рядах. Да и за трибуной, среди выступающих, были их ровесники – член Русского географического общества Анна Губкина (тема доклада – «Архимандрит Палладий – великий путешественник»), девятиклассник Старошешминской школы Евгений Булатов (проект «Дорога к храму»).
Хочется не подвести их – мальчиков и девочек, которым строить новую Россию. Мне показалась очень интересной мысль, вынесенная в подзаголовок, - мысль уважаемого человека, учёного Валеева Наиля Мансуровича. Он с такой любовью говорил о Чистополе и с такой верой, что у города большие перспективы! Да, действительно, наши маленькие провинциальные городки, наши родные селения и есть настоящая Россия – с их милой, неповторимой архитектурой, тихими улочками, неразгаданными тайнами истории, самобытностью уклада и традиций, с их неистощимым богатством людских талантов.
И пока живут в мире настоящие сподвижники, люди с горячим сердцем, такие как организаторы «круглого стола» протоиерей Павел Чурашов и Олег Николаевич Маркин, пока рядом с молодёжью мудрые
наставники, такие как игумен Евфимий, Н.М. Валеев, О.В. Добронравова, пока наши «взрослые» темы интересуют молодых – у нас есть будущее.
…В перерыве мне улыбнулась удача ближе познакомиться с гостем из Москвы Куликовым Андреем Михайловичем. Очень симпатичный юноша. И тема его диссертации – наследие архимандрита Палладия и его личность. Случайность? А может, всё потому, что на «одеждах» нашего великого земляка не было ни единого тёмного пятна? Эпиграфом к своему исследованию Андрей Михайлович взял высказывание известного французского учёного: «Россия – это страна Палладия». И кто отныне может поспорить с этим?
Любовь Абрамова