Сегодня Церковь совершает память святых жён-мироносиц

Сегодня Церковь совершает память святых жён-мироносиц

Сегодня Церковь совершает память святых жён-мироносиц. А если точно, то ещё и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. То есть тех самых лиц, которые послужили Телу Умершего Спасителя, в те самые дни, когда ученики Его разбежались и сидели по домам взаперти "страха ради иудейска".

В последние годы день жён-мироносиц стал считаться как бы таким неофициальным православным женским днём, как бы в противовес Восьмому Марта. Хотя в древности, во времена апостольские, когда устанавливалось празднование памяти жён-мироносиц, конечно же, никакого помышления ни о каком женском дне не было.
Напротив, как ни парадоксально это звучит, сегодняшний день - это прежде всего праздник мужества, праздник мужественной веры. Если в прошлое воскресенье, в день памяти апостола Фомы, отмечалась вера рассудительная, разумная, логическая, однако робкая, требующая подтверждений и доказательств, то сегодня прославляется вера другого типа - не сказать, чтоб вера неразумная, но вера сверхразумная, вера сердечная и мужественная, вера деятельная, самоотверженная, готовая на подвиг.

Итак, всё по порядку. Женами-мироносицами Церковь называет тех женщин, которые служили Христу во время Его земной жизни, ходили за Ним, слушали Его речи. Как сказано в Евангелии, служили Ему от имений своих.
То, что женщины ходили за Ним и служили Ему, мы воспринимаем как нечто естественное и само собой разумеющееся. Хотя на самом деле для иудеев той эпохи это было явлением, прямо скажем, странным. Ведь в древнем мире, как языческом, так и в древнем Израиле, женщина считалась существом второго сорта. Иудею было запрещено даже разговаривать с женщиной (вспомним Евангелие о Самарянке: ученики удивлялись, что Он разговаривал с женщиной). Даже со своей женой иудею предписывалось разговаривать как можно меньше. Такое положение женщины было связано с историей грехопадения, в соответствии с которой первой согрешила Ева, а потом уже Адам, потому и считалось, что Ева, а в её лице и женщина вообще, более виновата в грехопадении, нежели мужчина.
Но Господь наш Иисус Христос пришёл чтобы освободить людей от древней клятвы, поэтому необходимым образом должно было измениться и положение женщины. И женщины это чувствовали своим чутким сердцем, и это влекло их ко Христу, и они шли за Ним...
Особенно же послужили они Ему после Его крестной смерти, приняв участие в погребении Спасителя и затем заутра в третий день придя ко Гробу, невзирая на все опасности. Таким образом совершив подвиг, за который и были удостоены первыми узнать о Воскресении Христа.

Это нам сейчас легко: мы доподлинно знаем, что Христос воскрес. А только подумайте, насколько труднее было мироносицам: они ведь этого не знали и не дерзали даже помышлять о сем... Как сказано в Евангелии: зело заутра во едину от суббот (то есть на следующий после субботы день) они пошли на гроб. Вопрос: зачем вообще они пошли туда? Кого или что они надеялись там увидеть? Воскресшего Христа? Ангела у гроба? Ну нет конечно. Они шли туда всего лишь для того, чтобы исполнить свой последний долг по отношению к Умершему. Ведь погребение было совершено накануне субботы в большой спешке, благовоний не хватило, и Тело было обработано не тщательно. И увидеть они там могли только римскую стражу и враждебных иудеев. Сам воздух был ещё буквально заряжен этой злобой, ведь (не будем забывать!) менее двух суток назад разъярённая иерусалимская толпа кричала: "Распни, распни Его!" Понятно, что подобное путешествие было весьма опасным.
Они шли туда вопреки всякой логике, просто по чувству долга и любви к Умершему. Когда мужчины-апостолы сидели взаперти страха ради иудейска, когда они своей мужской логикой решили, что Иисус умер, всё кончено, зачем ходить туда ко гробу? Ведь Умершему уже ничем не помочь. Зачем напрасно подвергать свою жизнь такой опасности?
А женщины, казалось бы, вопреки элементарному рассуждению, всё-таки пошли на гроб. И удостоились первыми узнать о воскресении Христовом. Удостоились стать апостолами апостолов. Вот такое мужество проявили жёны-мироносицы...

... Интересное словосочетание: мужество женщин... Господь изволил сотворить человека в двух ипостасях - мужчины и женщины. Много уже сказано о различиях между мужчиной и женщиной разными философами, психологами, медиками. Сказано также, что, например, в браке мужчина и женщина восполняют друг друга: женщина даёт мужчине то, что не хватает его мужской природе, а мужчина даёт ей то, чего не хватает природе женской. Прекрасно, когда женщина, будучи настоящей женщиной, будучи женственной, обладает вместе с тем и такими лучшими мужскими качествами, как мужество и рассудительность. И также прекрасно, когда мужчина, будучи настоящим мужчиной, обладает такими лучшими женскими качествами, как доброта и любовь, мягкое и чуткое сердце.
Но всё-таки такими качествами в большей мере свойственно обладать именно женщине.
Обратим внимание: Спаситель несколько раз на протяжении Евангелия говорил такую фразу: "О женщина, велика вера твоя!" Мужчинам Он такое ни разу не говорил. Значит, женщине дан от Бога особый талант любви и веры.

Пример мироносиц показывает нам, что нет ничего твёрже и мужественнее этого мягкого сердца, исполненного состраданием и целиком поглощённого Любимым. Именно эта любовь и верность сделала мироносиц "апостолами апостолов" - ведь именно они принесли апостолам весть о воскресении Христовом.
Дай Бог нам всем иметь такую же веру, такое же доброе сердце и такое же мужество. Аминь.
И с праздником всех православных женщин!
Иерей Виталий Гарабов