Слово митрополита Кирилла в Неделю сыропустную после Литургии в Казанском кафедральном соборе

Слово митрополита Кирилла в Неделю сыропустную после Литургии в Казанском кафедральном соборе

Всечестные отцы! Дорогие братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днём — наступившим Прощёным воскресеньем!

Многие считают, что просить прощения нужно только в этот день. И вот на телефоны приходят сообщения: «Простите». Даже если год не виделись, всё равно «Простите!» Это беда и несчастье. Сегодняшний день имеет глубокий духовный смысл. Мы живём в общении друг с другом. Так или иначе — посмотрел на кого-то не так, сказал что-то не то — у человека появляется маленькая обида, которая со временем растёт. Бывает, что человек уже забывает, в чём причина, а всё равно продолжает злиться. В вечерних молитвах мы исповедуемся Богу и просим прощения за совершённые в этот день грехи. Так и расходясь с человеком, мы должны просить у него прощения. Бессмысленно вступать в Великий пост, имея тяжесть обиды в сердце. Все остальные подвиги не будут иметь никакого значения, а могут даже усугубить тяжёлое состояние.

Многие люди соблюдают посты и посещают богослужения. Но стоит их немного задеть — и тут же взрыв негодования. Почему так происходит? Потому что в душе ничего не меняется. В Церкви нет места формальному, Христос не формально сошёл на землю — Он физически пострадал за всех нас. И когда человек начинает что-то из себя строить, не имея ничего за душой, за этим могут последовать тяжелейшие духовные травмы. Для того, чтобы мы с вами жили мирно, благочестиво и счастливо, нужно изгнать из души всякую ненависть и злопамятство. Нужно попытаться действительно простить тех, кто нас обидел, изгнать из сердца нелюбовь.

В сегодняшнем евангельском отрывке мы слышали слова Господа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Казалось бы, в этом нет ничего сложного, но это невероятный подвиг. Вокруг нас множество житейских проблем, часто мы сами их и создаём. Сегодня Церковь призывает нас избавиться от большей части этих проблем, очистив сердце от всего, что тяготит бессмертную душу. Будем стремиться к этому, жить благочестиво. Будем слушать Слово Божие, молиться, по возможности в эти дни читать для назидания Библию. Не будем ждать следующего Прощёного воскресенья, чтобы попросить прощения, а постараемся сделать это сразу, когда кого-то обидим. Простим сразу и того, кто обидит нас. А когда очень хочется обличить человека в чём-то, подождём час или два — после такой паузы обычно подобное желание растворяется как в тумане. Как говорится, о несказанном не пожалеешь. Постараемся не говорить друг другу обидные слова, но больше работать над собой.

Мы знаем, что в течение года совершаются четыре многодневных поста. Помимо них существуют постные дни — среда и пятница, когда мы вспоминаем страдания Спасителя. Великим постом полностью меняется литургическая жизнь, совершаются многочасовые службы. Если на длинных богослужениях кто-то устаёт, то на чтении можно посидеть, а во время пения — встать или совершать положенные поклоны. Не нужно себя излишне напрягать. Как говорил святитель Филарет Московский: лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах.

Церковь — это наша жизнь, а она не складывается из формальностей и официоза. Жизнь — это реальность, в которой мы живём. И во время службы наша жизнь продолжается, поэтому мы должны переживать богослужения, особенно на предстоящей седмице. Великий пост и Страстная седмица занимают семь недель. Особенно строгие из них — это первая, четвёртая (Крестопоклонная) и Страстная. Во время Страстной седмицы мы будем соучаствовать в последних днях земной жизни Спасителя, если Бог даст и мы доживём до того времени.

В Казанско-Богородицком монастыре с понедельника по пятницу утренние богослужения будут начинаться в 7 часов. В среду и пятницу будут совершаться Литургии Преждеосвящённых Даров. В Церкви эти Литургии совершаются для тех, кто не может жить без Святого Причастия, кому необходимо подкрепление духовных и физических сил. Как правило, грудных детей в эти дни не причащают. С понедельника по четверг по вечерам будет совершаться Великое повечерие, за которым будет читаться Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Все верующие люди стараются посетить эти богослужения, чтобы помолиться Богу в тишине внешней и в тишине сердца. В пятницу, накануне первой на неделе полной Литургии, в 17 часов пройдёт общая исповедь.

Хочется сказать следующее: неправильно, когда священник на протяжении всей Литургии исповедует, а мирянин стоит в очереди на исповедь. За Литургией нужно сугубо молиться, а на исповедь следует приходить заранее. Суточный круг богослужения состоит из вечерни, утрени и Литургии, которая заканчивается причастием. Поэтому человек, который хочет причаститься Святых Христовых Таин, должен прийти на службу накануне вечером: помолиться, исповедоваться. А на Литургии — помолиться и причаститься Святых Христовых Таин, а не стоять в очереди к священнику, не каяться в грехах во время Херувимской песни. Так можно поступить только в виде исключения, из-за каких-то жизненных сложностей, которые помешали человеку прийти в храм накануне. Дорогие братья и сёстры! Если мы считаем себя прихожанами, если нет никаких форс-мажорных обстоятельств, давайте будем приходить вечером на богослужение и исповедоваться, а на следующий день — причащаться.

В следующее воскресенье — Торжества Православия — совершается особенная молитва Богу за утверждение Вселенскими Соборами той веры, которую мы с вами исповедуем. Это особый чин, который мы будем совершать вечером, в 17 часов, если Господу будет угодно.

Сегодня вечером, Бог даст, в соборе будет совершаться чин прощения. Надеюсь, что мы попросим друг у друга прощения, услышим первые великопостные молитвы и испросим у Господа благословения на пост. Без благословения даже самое доброе намерение может не привести нас ко спасению. Под видом доброго и правильного лукавый способен увести человека от Бога.

Вновь поздравляю вас с воскресным днём, с Прощёным воскресеньем! Вспомним Адама, которого Бог изгнал из рая за то, что он стал жить по своей воле. Конечно, все мы — дети Адама, но мы также и дети Божии. Поэтому будем стараться жить не по своей воле, а по воле Божией. Будем плакать вместе с Адамом и горько сожалеть о своих немощах. В то же время будем обращаться ко Господу, твёрдо верить и надеяться, что Он поможет нам вернуться в Царство Небесное, где пребывают святые угодники, в том числе святитель Серафим (Соболев), память которого мы сегодня совершаем. Ещё до канонизации к его могиле ежедневно приходили тысячи, люди молились на месте упокоения подвижника и видели в нём великого чудотворца. В безбожном и кровавом XX веке он как и другие угодники Божии — преподобный Гавриил Самтаврийский, блаженная Матрона Московская, преподобный Серафим Вырицкий — стал оплотом веры и для современников, и для нас с вами. Их молитвами Господь да спасёт и помилует нас с вами!

#слово_митрополита@tatmitropolia