Смирение. Для чего и как?

Смирение. Для чего и как? По словам протоиерея Алексия Уминского, несмирение - ничто иное, как непринятие себя таким, каков ты есть. «Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего, самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету, это именно так». Для чего смирение верующему человеку? Смирение - это ещё и сила. Смирении - противоположность такому пороку, как гордыня, которая мешает человеку жить. Ведь гордого человека легко обидеть, задеть, и обида мешает человеку двигаться дальше. И смирение является той силой, которая очищает человека и даёт возможность любви Божией смести все препятствия на пути человека к Богу. Смирение - проявление любви, а значит, сила и потому христианину так важно молиться и просить Господа о смирении. Как получает человек смирение, просящий Бога о нём? И как начинает действовать в этом случае Бог? Он попускает нам встретить людей, ситуации, которые нас могут задеть, оскорбить. А если нас задели и оскорбили, значит в нас присутствует гордыня. О каком смирении тут может идти речь? Не всегда, конечно, нас оскорбляют или задевают справедливо. И потом, если нас справедливо в чём-то уличили и мы это осознали, то это уже не оскорбление, а констатация факта. И здесь важно проанализировать ситуацию со спокойными чувствами, не давая гордыне взять верх над логикой и разумом. Потому что: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Диавол ставит свои сети с крючками везде и повсюду, и только человек, имеющий смирение, никогда не попадается в них, либо выходит из них без ущерба для себя. Да и сказать что-то в наш адрес могут либо по глупости, либо по незнанию нас и не всегда от злого сердца. И ответить злому, глупцу или чужому человеку, не знающему нас, в его тоне, значит, уподобиться ему и отойти от Бога, опорочив свою веру. Мы, христиане, не можем опорочить веру, потому отвечаем без злобы, без каких-то обидных намёков, но с любовью, добротой и если уместно, то с юмором. Некоторые путают смирение с равнодушием, но это большое заблуждение, ибо смирение - есть действие со спокойствием, а равнодушие - просто бездействие. И, как говорится в заповедях блаженства: «Блаженны нищие духом (смиренные), ибо их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Мира Миронова