Свет Петрова поста

Свет Петрова поста Пост в честь первоверховных апостолов Петра и Павла – не такой строгий, как Великий пост. Тем не менее, как говорит преподобный Серафим Саровский, «все, что приняла святая Церковь, должно быть любезно сердцу христианина». Что такое пост? Слово «пост» имеет два значения. Пост как время воздержания и пост как место, где находится караульный, дежурный солдат. Получается, что пост – это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, – воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел к нам и распялся «нас ради и нашего ради спасения». Так вот, Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей души и не впускал в неё зло. Как появился Петров пост? Если мы откроем Апостольское предание святого Ипполита Римского (это памятник III века), то в нем будет интересно сказано, откуда произошел Петров пост: «Если некий человек не смог поститься на Страстную седмицу, – не смог поститься перед Пасхой, то да поститься неделю спустя после Пятидесятницы». Смысл правила очень простой. В те времена, в III в., не было ещё общей для всех христиан традиции празднования Пасхи. Египетская церковь праздновала Пасху по своему календарю, Римская – по своему, Малоазийские церкви – по другому календарю. Каждый высчитывал Пасху по-своему. И это давало повод язычникам оскорблять христиан: «Как же, ваш главный праздник, а вы не знаете, когда это случилось!». Потом, в IV веке, I Вселенский Собор принял единую дату празднования Пасхи для всех – традиция Римской церкви была распространена на все остальные. И люди в разнопразднование Пасхи, если перемещались из одной страны в другую, то иногда оставались без Пасхи в некотором смысле, без поста, без сострастия Господу. С другой стороны, тогда ведь не было газет, не продавались календари с расписанием всех праздников, не было радио и телевидения. И люди, живущие в глуши, разделенные расстояниями, часто просто не знали толком, когда именно Пасха. В чужом городе и общину-то христианскую трудно было найти. В какой пещере, в каких катакомбах (особенно во времена гонения христиан)? Потому кто не мог попоститься перед Пасхой, да постится неделю спустя после Пятидесятницы. И опять, со временем все христиане стали поститься после Пятидесятницы. Если один постится, как же рядом-то с ним не поститься? Опять солидарность. Подобные истории были связаны и с Успенским постом, и с Рождественским. Очень важно понимать, что церковные посты – это не просто личный подвиг каждого из нас, а это подвиг нашей взаимности, подвиг нашей солидарности, когда мы ощущаем друг друга сугубо связанными. После праздника Пятидесятницы и Всех святых мы вступаем в Петров пост, чтобы дано нам было благодатно узнать, что мы принадлежим святой Соборной и Апостольской Церкви. И можем приобщиться крестной любви Христовой, взирая на подвиг апостолов Петра и Павла. «… подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16), – говорит нам апостол Павел. Постараемся в течение этого времени взять на себя труд, кто сколько может вместить, – прочитать с молитвою два Соборных Послания апостола Петра и четырнадцать Посланий апостола Павла. Так, например, в течение Великого поста благочестивые христиане стараются прочитать всю Библию. Чтобы ум просветился, как говорит преподобный Серафим, разумением Божественных Тайн. На кресте умирает Петр, а апостол Павел принимает смерть от усекновения мечом, но каждый человек, даже если к нему смерть приходит дома, умирает на кресте, если умирает с Господом. Ключи Царства даёт Господь Петру – власть открывать дверь в жизнь. Но эта власть, как говорит блаженный Августин, принадлежит не одному Петру и не одному Павлу, а всем апостолам, всем пастырям, всей Церкви потому, что только Христос отворит, и никто не может затворить. Через века звучит ко всем христианам обращенный голос Христов: «Вы свет мира» (Мф.5:14). Он, Который Сам говорит о Себе: «Я – свет миру» (Мф.8:12). И мы, несмотря на наши немощи и маловерие, призваны быть этим светом. Миллионы и миллиарды людей привели ко Господу святые первоверховные апостолы Петр и Павел своими Посланиями потому, что это – слово крестное, и это слово любви. И только в той мере и степени, в какой мы этим тайнам причастны, спасаемся мы сами и можем других привести ко Господу. Галина Баландина