(На кафедре: 29 июня 1913 — 28 февраля 1922)
Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич), митрополит Одесский и Херсонский.
Родился в Волынской губернии 20 августа 1880 г. До поступления в Академию обучался в Кременецком духовном училище и в Волынской духовной семинарии, которую окончил в 1900 году. По окончании семинарии поступил в Киевскую Духовную академию, окончил ее в 1904 году.
В 1903 году, будучи студентом 4-го курса Академии, пострижен в монашество Высокопреосвященным Флавианом, митрополитом Киевским и Галицким и затем вскоре же был рукоположен во иеромонаха. Окончив в числе первых студентов Академию, иеромонах Анатолий был оставлен на один год профессорским стипендиатом для приготовления к занятию вакантной кафедры Общей Церковной Истории и по истечении срока 3 июня 1905 г. он был избран на указанную кафедру в звании исполняющего должность доцента Киевской Духовной Академии.
В 1905-1906 гг. был командирован в Константинополь для занятий в находящемся там археологическом институте. От природы одаренный большими способностями, прекрасно изучивший классические и некоторые восточные языки, всегда усердный и ревностный в исполнении всех своих обязанностей и на редкость трудолюбивый, иеромонах Анатолий скоро овладел предметом своей специальности и, благодаря своим лингвистическим познаниям, получил возможность работать в таких областях своего предмета, в каких редко приходится работать исследователям церковно-исторической науки, по крайней мере, у нас в России (изучение древнего христианского Востока). По любви к этой науке и к ее первоисточникам на древних классических и восточных языках, по неутомимому даже страстному стремлению докопаться до самой мудреной хронологической даты, а также и по другим свойствам своих ученых исследований, иеромонах Анатолий, по отзыву о нем Высокопреосвященного Антония (Храповицкого), напоминал покойного знаменитого историка С.-Петербургской Духовной Академии В.В. Болотова, воспроизводя в своих ученых трудах почти все научно-исследовательские приемы почившего профессора.
В 1908 году иеромонах Анатолий представил в Совет Академии сочинение под заглавием "Исторический очерк Сирийского монашества до половины 6-го века", за которое был удостоен степени магистра богословия. По отзывам рецензировавших это сочинение лиц, труд иеромонаха Анатолия, касаясь темной и мало разработанной в церковно-исторической науке области, отличается высокими научными достоинствами. Чтобы собрать исторические сведения о разных подвижниках и киновиях Сирии на протяжении почти четырех веков, автор должен был употребить огромные усилия на изучение источников и литературы своего предмета. Осведомленность его была настолько широка, что всякий, кто захотел бы поработать после него по истории Сирийского монашества, мог бы довериться ему совершенно и сделать книгу его отправным для себя пунктом.
4 августа 1911 г. он утвержден в степени магистра богословия и звании доцента Академии, а 29 августа того же года возведен в сан архимандрита.
10 января 1912 г. архимандрит Анатолий назначен был экстраординарным профессором Киевской Духовной Академии и затем в том же году перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора Московской Духовной Академии.
Указом от 6 июня 1913 г. инспектор Московской Духовной Академии архимандрит Анатолий был назначен епископом Чистопольским, вторым викарием Казанской епархии и ректором Казанской Духовной Академии. Хиротонисан был в Москве, в кафедральном храме Христа Спасителя митрополитом Московским и Коломенским Макарием, управляющим Донским монастырем архиепископом Алексием (Опоцким), бывшим Тверским и Кашинским и целым рядом епископов, в день Правоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня 1913 г. На другой день 30 июня он совершил первое архиерейское служение в Свято-Троицкой Лавре. Будучи ректором Казанской Духовной Академии, епископ Анатолий читал лекции по Истории Древней Церкви.
В июле 1914 г. епископ Анатолий переименован из второго викария Казанской епархии первым викарием, с сохранением титула Чистопольского.
По закрытии Академии был назначен в 1922 году епископом Самарским и Ставропольским.
В сентябре 1923 г. возведен в сан архиепископа.
С 1924 года по 1927 год включительно епархией не управлял. После 1927 года был назначен постоянным членом Временного при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Священного Синода.
В 1928 году архиепископ Анатолий был назначен архиепископом Одесским.
21 октября 1932 г., ввиду исполнившегося пятилетия деятельности Священного Синода, все члены Синода, вошедшие в состав его с самого начала, в том числе и архиепископ Анатолий, имевшие сан архиепископа, возведены в сан митрополита, с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.
С июля 1936 г. епархией более не управлял.
Арестован в ночь с 9 на 10 августа 1936 г.
Скончался 10 января 1938 г. в кылтовской лагерной больнице в Коми.
[Мануил: погребен в Одессе при кафедральном соборе].
Духовный писатель и прекрасный оратор (по содержанию проповедей).
По отзывам верующих и духовенства, был добрый и всем доступный человек.
По внешности был малого роста, щуплый, сутуловатый, всегда смотревший вниз, - производил впечатление человека, углубленного в себя и занятого своими мыслями.
Канонизирован определением Архиерейского Собора РПЦ в 2000 г.
Труды:
Речь при наречении его во епископа Чистопольского, вик. Казанской епархии. "Православный собеседник". 1913, июль-август, с. 1-8.
"Исторический очерк Сирийского монашества до половины 6 века". Киев, 1911, см. также Труды К.Д.А. 1910 г., март, 1911 г., январь; (по др. свед.: Исторический очерк Сирийского монашества до половины XI века. Киев, 1908. (Магистерское соч.)).
"Знаменитый документ". "Православный собеседник". 1913, сентябрь, с. 1-7.
Письма с Востока. Труды К.Д.А. 1906, февраль, с. 317.
"Дельфийская надпись и ее значение для хронологии Ап. Павла". Труды К.Д.А. 1913, январь, с. 49.
"Проф. Амфиан Степанович Лебедев". Труды К.Д.А. 1910, март, с. 441.
"Памяти проф. В.В. Болотова". Труды К.Д.А. 1910, апрель, с. 557.
"Проф. Константин Дмитриевич Попов" (Некролог). Труды К.Д.А. 1911, июль-август, с. 541.
Слово, сказанное вместо запричастного стиха в день годичного поминовения основателей и благотворителей Киевской Духовной Академии и всех в ней учивших и учившихся. Труды К.Д.А. 1905, февраль, с. 169.
Слово на Пассию в день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1905 года. Труды К.Д.А. 1905, апрель, с. 666; Киев, 1895.
Слово на четвертую Пассию. "О суде над миром сим". Труды К.Д.А. 1909, апрель, с. 12.
Слово в день св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова. Труды К.Д.А. 1909, ноябрь, с. 1.
Речь, сказанная при погребении проф. Терновского. Киев, 1916.
Слово в честь и память Св. Иоанна Златоуста. Киев, 1907. См. также Труды К.Д.А., декабрь, с. 1.
Правила о премии Высокопреосв. Стефана, архиепископа Курского и Обоянского. "Прав. Собес." 1914, март, с. 1-2.
Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, исповедник. Киев, 1912.
Какое значение имело Преображение Господне в новозаветном строительстве. // "Волынские ЕВ". 1904. № 25.