В Чистополе прошла панихида по архимандриту Серапиону (Михайлову) В Чистополе, на мемориальном комплексе в честь невинно убиенных за веру Христову, состоялась заупокойная панихида по мученически убитому настоятелю Авраамиево-Городецкого монастыря с. Ножкино Костромской губернии .
Иеромонах Серапион (Михайлов) был родом из села Емельяново Рыбно-Слободского района Казанской губернии. Молодой священник возглавил обитель Покрова Пресвятой Богородицы и Авраамия Чудотворца в начале ХХ века. До этого он нёс послушание законоучителя и заведующего школой. Под его благочестивом руководством обитель начала процветать. Он снискал высокий авторитет и уважение, был награждён наперсным золотым крестом. 18-го января 1915-го года он был избран членом Чухломского уездного отделения Училищного совета, а 9-го сентября того же года назначен благочинным монастырей Галичского округа. Но это время было отмечено не только расцветом монастырей, но и богоборчеством, крестными страданиями исповедников Христовых. Перед закрытием обители в 1919-м году число братии составляло семнадцать человек. После закрытия монастыря монашеская община была зарегистрирована как приходская. Много скорбей от безбожных властей испытали игумен с братией. Новые власти искали повод для ареста отца Серапиона, и в 1925-м году они всё-таки привлекли его к уголовной ответственности, посадив сначала в Чухломскую, а затем в Костромскую тюрьму. После выхода из тюрьмы пребывание на Костромской земле стало для него невозможным, поэ тому он возвратился на родину, в Казань, к своей престарелой матери. К тому времени большинство монастырей и храмов были уже закрыты. В их числе был и Спасо-Преображенский монастырь в Казанском Кремле, где отец Серапион начинал свой иноческий путь. Архимандрит поселился в Свято-Вознесенской Макарьевской пустыни близ Свияжска, где пробыл до 1929-го года, неся чреду священнослужения. После закрытия пустыни перебрался в Казань. Потом был направлен в село Большие Осиновки Рыбно-Слободского района. О его жизни в период с 1930-го по 1937-й годы ничего неизвестно, на этот счёт нет никаких архивных документов. В архивах ФСБ есть лишь его следственное дело. Да ещё остались скудные воспоминания жителей села, которые детьми бегали к нему с гостинцами от матерей. Они вспоминают, как помогали отцу Серапиону пилить дрова, а он угощал их сахаром, который в то время считался деликатесом. Сохранился и покосившийся домик, где жил батюшка Серапион. Отец Серапион был арестован осенью 1941-го года. Сначала его увезли в КПЗ Рыбной Слободы, а затем в тюрьму особого назначения №4 НКВД города Чистополя. На родной земле отец Серапион завершил жизнь мученической кончиной 11-го марта 1942-го года, его останки покоятся на кладбище города Чистополя. Спустя столетие монастырь вновь возрождается, обретая нового настоятеля отца Никандра (Анпилогова) - молодого монаха из Татарстана. Свою жизнь отец Никандр посвятил, чтобы восстановить разрушенную обитель и память о своем предшественнике - отце Серапионе. Много лет ушло на то, чтобы найти хоть какую-нибудь информацию. Молитвами святых мучеников, отцу Никандру удалось узнать, где покоятся мощи мученически убитого архимандрита. Поиски привели отца Никандра к старому Авдеевскому кладбищу города Чистополь. Благодаря этим поискам город открыл для себя, что под обычными захоронениями находится огромная братская могила, где погребено множество мощей мучеников за веру Христову: монахи, священники, даже возможно архиереи и просто миряне, которые не отреклись от своей веры и не променяли Христа взамен на большевитскую похлебку. С момента воздвижения, на монументе не прекращаясь льются заупокойные моления. С каждой панихидой число людей, желающих отдать дань любви мученикам Христовой веры, растет. Православная молодежь города регулярно организовывает заупокойные панихиды. Так и сегодня, 8 марта, у памятного мемориала собралось множество людей, чтобы почтить память умученного архимандрита Серапиона. Возглавил заупокойное пение клирик Казанско-Богородицкого прихода иерей Сергий Морковкин. Символично, что панихида состоялась в Воскресный день. Каждое воскресение для христиан является малой Пасхой. А Пасха Христова - это наше знамя победы... знамя победа, с которым шествовали мученики на смерть за Христа. Свои труды отец Никандр изложил в книгах: "Святая обитель", "Жизнь ради правды и верой Христовой". Но главным его трудом является этот мемориальный комплекс, ставший для многих горожан книгой, по которой можно прочитать горькую историю нашего города и страны. Для древних христиан мученическая кончина не была трагедией, а радостью: для мучеников - венцы славы, для живущих на земле - новые покровители. Возрадуемся же и мы, что имеем целый сонм мучеников - заступников перед престолом Царя Славы. пресс-служба Чистопольской Епархии, Александр Морозов