Очей очарованье
Вид старинных, угасающих от ветхости храмов таит в себе печать трагической эпохи, преломившей судьбу страны, а вместе с ней – и мирное течение жизни миллионов её сограждан. Некогда величественный храм-красавец, утопающий в изумрудных волнах бескрайнего моря луговых трав, смотрит теперь на мир выбитыми глазницами окон, стонет шумными сквозняками сквозь гнилые проёмы выломанных дверей, с трудом вспоминает сюжеты своих полуистлевших старинных фресок. И в этом смиренном поступательном движении к смерти сокрыта такая пронзительная глубина, что невольно приходит на ум образ пушкинской чахоточной девы, которая «на смерть осуждена, бедняжка клонится без ропота, без гнева» …
Когда-то этот храм, построенный в 1866 году помещицей Фавстой Ермолаевной Нератовой в память о сыне, поражал окружающих своим архитектурным изяществом и необычным расположением – одиноко стоящее на возвышенной равнинной местности здание олицетворяло встречу красоты земной и рукотворной с нетленным величием Неба. Выполненный в псевдорусском стиле, с трехъярусной колокольней и полукруглым сводом, храм, во свидетельство своей прошлой знатной жизни причислен к числу памятников архитектуры республиканского значения.
Непридуманные истории
Старинные стены с уцелевшими фрагментами некогда изящной храмовой росписи, призванной будить сознание верующих библейскими историями, теперь наглядно иллюстрируют случаи вандализма и осквернения святыни руками человеческими. Избегая проводить параллели между фактами святотатства и наступившими после этого трагическими последствиями, изложу три истории так, как услышала их от местных обывателей.
Черные пятна-кляксы, уродующие фреску в алтаре с изображением Христа и Его учеников во время Тайной вечери – это, как оказалось, последствия «художеств» одного местного жителя, который, пробравшись в храм, развлекался, разбивая заранее заготовленные бутыли с чёрной краской о стену со старинной росписью. Осквернитель, как говорят, глумился намеренно и злостно. Народная молва – с придыханием и многозначительным шёпотом - из уст в уста передаёт историю дальнейшей судьбы неразумного сельчанина. Спустя какое-то время после святотатства мужчина, во время полевых работ, трагически лишился руки: попав в работающие лопасти зернотока, «та самая» конечность была раздроблена.
Безотрадно сложилась жизнь ещё одного жителя Поповки. Прельстившись красотой и прочностью отделки храма, он вскрыл узорные напольные плиты церкви, приспособив их под садовую дорожку во дворе собственного дома. Вскоре жилище мужчины сгорело во время пожара, его хозяина спасти не удалось.
Гремя железными кольцами, словно маятник на ветру раскачивается прикрепленная к куполу храма большая тяжёлая цепь. Однажды сельчане решили разрушить свод церкви, прикрепив цепь к трактору, который для этого заблаговременно загнали внутрь здания. Купол не поддавался, цепь порвалась. Свисает с той поры она железной змеёй, лишённой жала, и скрипучим металлическим шипением вторит холодным ветрам, пронизывающим израненную каменную утробу церкви. «А ведь никто из ушедших на фронт живым в село так и не вернулся», - подводят черту под рассказом жительницы Поповки.
Встреча с Богом
«Когда-то в этом храме шли богослужения, жители крестили своих детей, венчались, провожали в последний путь своих близких. С радостью и горем приходили они под своды этой старинной церкви. Сегодня на Божественной литургии, впервые за 80 лет совершённой в этом храме, мы молитвенно поминали всех тех, кто благотворил, служил, трудился и молился в этом святом месте. Мы вспоминали протоиерея Андрея Кудрявцева, который свыше 30 лет настоятельствовал здесь, молились за главную благоустроительницу храма Фавсту Нератову. И сегодня во время литургии ангел престола этого старинного храма впервые за долгие десятилетия славословил Бога вместе с людьми. Сегодня впервые после долгого перерыва в храме, названном в честь праздника Сретения Господня, произошла встреча всех нас, Церкви земной, с Церковью Небесной», - произнес в словах проповеди иерей Артемий Ямашев, обращаясь к верующим. Для некоторых из них Божественная литургия, совершившаяся в храме впервые за 80 лет его забвения, стала первой в их жизни службой, подарившей благодать первой исповеди и первого причастия. А это значит, что нить веры, которая 150 лет назад подвигла людей на строительство храма в этом селе, не прервана и поныне. И вполне возможно, что возобновлённая традиция соборной молитвы в стенах этой старинной церкви поспособствует и её возрождению. Дай, Бог!
Алена Цапаева.