Возрождённая традиция: Крестный ход в селе Елантово Покровского благочиния

Возрождённая традиция: Крестный ход в селе Елантово Покровского благочиния

Последний день лета жители старинного села нижнекамского района провожают торжественно и празднично. С давних времён этот день почитался сельчанами как именины церкви, один из престолов которой был освящён в честь раннехристианских мучеников Флора и Лавра. Рассказы о масштабности дореволюционных крестных ходов, ежегодно устраиваемых верующими в честь храмового праздника, передаются елантовцами из поколения в поколение. Праздничные молитвенные шествия 31 августа, в день памяти святых, возобновились 4 года назад, спустя два года после официальной регистрации в 2012 году православного прихода в честь мучеников Флора и Лавра. С момента зарождения церковной общины в селе идёт работа по строительству храма на месте закрытой в советские годы и переоборудованной под сельский клуб Михайло-Архангельской церкви.

Два председателя

Любопытно, что все хлопоты по воссозданию нового храма взял на себя председатель новообразованного прихода Сергей Юрьевич Заинкин, как оказалось, внук первого сельского председателя молодой советской власти, активного члена партийной ячейки.

«Я, безусловно, знал о том, что мой дед возглавлял сельсовет при советской власти. Не знаю, был ли Андрей Ефимович Заинкин крещён при рождении, но думаю, что он был идейным коммунистом, из числа бескорыстных и убеждённых партийцев. Меня долгое время интересовал вопрос, был ли причастен мой дед к закрытию и частичному разрушению церкви. По словам жителей, председатель самолично храм не рушил, но, как говорят, «присутствовал», - поведал нам историю села председатель православной приходской общины Сергей Юрьевич Заинкин.

На данный момент верующим удалось демонтировать остатки бесхозного старого здания, находящегося в остроаварийном состоянии и внести земельный участок в генеральный план сельского поселения. Елантовцы надеются, что после юридического оформления земли в собственность, можно будет приступить и к строительным работам. А пока начало воссоздания нового храма предваряют ежегодные молитвенные шествия.

«По традиции, в день святых Флора и Лавра настоятель Свято-Троицкой церкви села Кармалы иерей Виктор Швецов совершает молебен, после которого мы все вместе с чтением акафиста мученикам идём крестным ходом от места расположения старой церкви до нового сельского клуба. В селе в этот день проходят праздничные мероприятия, к примеру, в ДК организовывается разнообразная концертная программа, а под открытым небом - массовые гуляния. В этом году участников крестного года встречала ярмарка овощей и фруктов под названием «Дары осени», - поделилась впечатлениями Надежда Ведерникова, певчая кармалинского храма.

Зелёная вера и рябиновцы

Елантово, в 13-14-х веках бывшее поселением древних булгар под названием Змеиная гора («Елантау» с тюрксого), а в петровскую эпоху известное как деревня Каменный (Студеный) ключ, своё современное название, по свидетельству письменных источников, обрело лишь в 1710 году. Любопытно, что, помимо традиционного православного вероисповедания, село стало местом жительства большого числа старообрядцев и представителей ИПЦ (так называемой истинной православной церкви), в народе именуемой «зелёной верой». Члены зелёной общины после гонений на Церковь и подавления религиозных высказываний уходили в леса, выкапывали там землянки и в них совершали молебны. В записях Чистопольского музея уездного города имеются также сведения о беспоповском согласии старообрядцев, так называемых «рябиновцах» или согласии «по кресту». Десятая часть общины рябиновского течения всего уезда проживала в Елантово. Так что, к началу разразившейся революционной бури духовная жизнь елантовцев представляла собой пёструю и яркую картину.

Спустя десятилетия религиозная жизнь в селе понемногу возрождается, и ярким свидетельством этого являются ежегодные Крестные шествия в честь главного праздника села.

Пресс-служба Покровского благочиния.