Многим чистопольцам и гостям города известна старинная церковь в селе Змиево (Змеево). Воскресенская церковь – самый старый храм Закамья, который является памятником архитектуры и занесен в республиканский реестр. По преданию, его деревянная предшественница-церковь была сооружена в 1694 году на средства помещика Ивана Гавриловича Змиева. От его фамилии, по-видимому, и пошло название села. В старых документах оно фигурирует как «Змиево городище».
В 1742 году на средства московской помещицы Анны Стрекаловой на месте деревянного храма был сооружен большой каменный в честь Христова Воскресения.
В 1773 году пришла беда. В селе остановились пугачевцы, которые, увидев роскошное убранство церкви, не преминули его «позаимствовать». Местный настоятель, отец Савватий, сочувствующий старообрядцам, совершил богослужение в честь «императора Петра Федоровича», как называл себя самозванец. Данное событие сыграло роковую роль в судьбе храма. После этого Воскресенская церковь долгое время находилась, если верить архивам, в «великом запустении».
Новая страница в истории церкви начинается в 1881-83 годах. Тогда ее восстановлением занялись братья Плясовы – Иван и Василий, бывшие крепостные, ставшие богатыми купцами.
Кроме Плясовых, в это благое дело внесла свой вклад местная купчиха Агриппина Остолоповская. Перестройку храма поручили Льву Хрщоновичу, автору многочисленных архитектурных шедевров, построенных в Казани.
Перестроенная церковь стала двухпрестольной. Главный, холодный предел, – в честь обновления храма; теплый, с левой стороны, – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в которых совершались ежедневные богослужения.
После революции церковь постигла та же печальная участь, что и многие другие храмы. Имущество было разграблено. Все, что не удалось унести, пытались уничтожить, разрушить. Здание храма было изуродовано как внутри, так и снаружи. Покушались и на купольные кресты. В июне 1928 года на празднике атеизма местные активисты проголосовали за закрытие и разрушение церкви. Построенный на совесть храм так просто не сдавался. На его стенах до сих пор сохранились следы некогда украшавших церковь фресок. Кресты варвары пытались срезать пулеметными очередями, но на колокольне один из них не поддался силе разрушителей, накренился на бок и простоял в таком положении более 80 лет.
Последняя служба в Воскресенской церкви прошла в 1937 году. С тех пор старейший храм Закамья был предан забвению на десятки лет.
Избежать участи молчаливого памятника эпохи храму помогли неравнодушные чистопольцы. В 2012 году по инициативе Русского географического общества в рамках проекта «Святыни Татарстана» здесь был проведен субботник. Спустя почти восемьдесят лет отслужен молебен, а на фасаде в торжественной обстановке установлена мемориальная доска.
Масштабные работы по вызволению из забвения храма начались позже.
– Первые шаги по восстановлению были сделаны в октябре 2015 года, когда я пригласил специалистов из реставрационной компании. В течение двух дней они проделали огромную работу по обследованию и изучению реального состояния храма: от купольной части, крыши, стен до самого фундамента. Итогом этих работ стало экспертное заключение, – говорит инициатор восстановления храма Сергей Шувалов. – Хочется выразить благодарность руководителю электросетей Александру Наумову за неоднократную безвозмездную помощь техникой для работы специалистов.
С благословления епископа Чистопольского и Нижнекамского Игнатия началась активная работа по восстановлению забытого духовного наследия. Во вновь образовавшийся приход был назначен батюшка – иерей Тимофей Маташов.
Храм стал возрождаться. На протяжении двух месяцев еженедельно здесь проводятся службы. Каждую неделю неравнодушные прихожане, чистопольцы-дачники общими усилиями проводят субботники.
На сегодняшний день своды крыши церкви полностью очищены от травы, сорняков и глины. Два зала храма освобождены от сгнивших частей крыши. Вывезено десятки тонн мусора. Прихожане верят, что общими усилиями им удастся вернуть былое величие церкви.
– Много лет назад я видела, как каждый год на Троицу сюда приезжала женщина, ставила у храма свечку. А на Пасху приезжал мужчина, который у крестиков оставлял яйца. Тогда служб в церкви не проводилось, но она потихоньку оживала. Я верю, что этот храм будет восстановлен, – не скрывая слез радости, рассказывает прихожанка храма Нина Лисина.
В светлое будущее церкви верит прихожанин дядя Коля. В годовалом возрасте его крестили в этом храме.
– Мои родители в село Змиево приехали из Кургана. В то время храм работал в полную силу, и меня решили крестить здесь. Это было в 1932 году, мне был всего 1 год. Помню, как в 1937 году его стали разрушать, – рассказывает дядя Коля. – Господь мне дает здоровье, чтобы своими глазами увидеть, как вновь преображается храм, и внести свою лепту в это дело.
Как отмечают прихожане, с каждым новым субботником число желающих принять участие в этом благом деле растет. Люди приходят семьями, приводят своих друзей и активно подключаются к работе.
– Хочется поблагодарить за активное участие и постоянную помощь в субботниках председателя садоводческого общества «Урожай» Николая Якунина, главу Булдырского сельского поселения Николая Волякова, семьи Науровых, Седовых, прихожан Алексея Литта, Игоря Карпова, Олега Марченкова, Виктора Чапалова и многих других. Отдельно хочется отметить художника Анатолия Зиновьева за воссоздание образа будущего храма. Огромное им спасибо и доброго здравия их семьям, – отмечает Сергей Иванович. С началом весны работы по благоустройству территории и реконструкции церкви развернутся с новой силой. Прихожане сделают все, чтобы храм в селе Змиево вновь засиял золотыми куполами, в него вернулось внутреннее убранство, как и прежде, шла церковная служба, а колокольный звон собирал на молитву верующих.
Автор: Гульгена Сафиуллина.
http://chistopol-rt.ru/news/obschestvo/zhemchuzhina-z..